Один из ведущих частных железнодорожных операторов, "НефтеТрансСервис" (НТС), обеспечил себя объёмами перевозки на ближайшую пятилетку.
Именно на такой срок НТС получил подряд НК "Роснефть" на перевозку 50,7 млн тонн нефти. Стоимость контракта оценивается в 119 млрд руб. Причём тендер проходил в закрытом режиме, и НТС был единственным участником. По условиям контракта, подрядчик с 1 января текущего года до 31 марта 2021-го будет транспортировать экспортные и внутрироссийские нефтеналивные грузы железнодорожным транспортом со станций Нижневартовск-2, Новосергиевская, Кротовка, Нефтяная и Князевка.
В НТС к долгосрочному сотрудничеству были явно готовы. "Это объёмы, которые "НефтеТрансСервис" возит исторически в течение нескольких лет. Поэтому на их перевозку продлён контракт на долгосрочный период", - прокомментировал "Гудку" член совета директоров компании Алексей Лихтенфельд.
В то же время возникает вопрос гарантий для столь длительных отношений. Так, специалисты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) ранее прогнозировали, что с введением запрета на продление сроков эксплуатации всех типов вагонов специализированный подвижной состав (рефрижераторы, цистерны и пр.) попадает в зону риска. В частности, в течение ближайших трёх лет истечёт срок службы более чем у 13 тыс. цистерн для химии. То есть может возникнуть дефицит подвижного состава и, как результат, невывоз грузов. Однако по этому поводу Алексей Лихтенфельд уточнил, что объёмы перевозки, запланированные по контракту, "полностью обеспечены парком НТС".
На чём основаны приоритеты "Роснефти" в отношении НТС, который в закрытом тендере был единственным участником и логично победителем, в компании прокомментировать отказались.
Как считает эксперт ГК "ФИНАМ" Николай Солабуто, дело в репутации. "Компании сотрудничают давно, НТС показал себя надёжным партнёром, способен закрыть такой объём поставок, готов договариваться по ценам - конечно же, "Роснефти" удобнее иметь дело с ним, а не разбрасывать контракт по мелким исполнителям. К тому же пятилетний контракт обеспечивает обеим компаниям стабильность: одним - надёжную доставку грузов, другим - стабильную рублёвую выручку", - прокомментировал он "Гудку".
При этом в Федеральной антимонопольной службе России закрытая сделка с ограничением доступа подозрений не вызвала. "Компания самостоятельно разрабатывает своё положение о закупках, которое определяет процедуру их проведения. И пример "Роснефти" и НТС полностью соответствует закону", - сообщили в пресс-службе ведомства.
Тем не менее сторонние эксперты склоняются к другому мнению. "В данном случае "Роснефть" была организатором торгов в интересах своего дочернего общества ЗАО "РН-Транс" и проводила их в соответствии с федеральным законом о закупках. К сожалению, излишняя демократичность этого закона позволяет компаниям с госучастием самостоятельно определять способы закупок для заключения контракта с поставщиком", - говорит директор гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Вероника Казакевич.
По её оценке, положением о закупке "РН-Транс" предусмотрено целых 29 случаев, когда может быть проведена закупка у единственного поставщика. К примеру, если необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика нецелесообразна по ряду причин. Или при продлении ранее действовавших договоров, если издержки от смены поставщика при предоставлении лучших цен другим контрагентом превышают потенциальную выгоду при заключении договора с новым поставщиком. В закрытом режиме тендеры могут проводиться и при закупке продукции у рекомендованных поставщиков, а также если есть долгосрочный (более одного года) рамочный договор.
"Как видим, указанные критерии позволяют обосновать необходимость проведения закупки у единственного поставщика практически в любой ситуации", - считает Вероника Казакевич.
Также эксперт отмечает, что закрытый тендер был бы оправдан, если бы заказчику требовалась транспортировка нефтепродуктов по трубопроводам. "Но когда компаний, оказывающих услуги на рынке транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом, более чем достаточно, выбор указанного способа закупки должен заставить задуматься о наличии коррупционной составляющей", - уточнила она.
Гудок