← Логистика, грузы

В РЖД прокомментировали возможную экономию на стройке БАМа

РЖД совместно с аудиторской компании Deloitte выпустили пресс-релиз, где рассказали о потенциальной экономии на модернизации Транссиба и БАМа, проекте стоимостью 562 млрд руб. Ранее РБК, ознакомившись с материалами Deloitte, писал, что по расчетам аудиторов восемь типовых объектов (вторые пути, разъезды, вставки) можно построить за 10,7 млрд руб. вместо 19,2 млрд руб., то есть на 45% дешевле.
В пресс-релизе говорится, что обозначенная экономия - 45% - достигается при замене на некоторых участках БАМа вторых путей на двухпутные вставки. В качестве примера Deloitte приводит два перегона: Икабья - Сенаторский и Улькан - Умбелла. Двухпутные вставки обеспечат запланированный провоз груза, но сократят пропускную способность (пар поездов в сутки), полагают аудиторы. Оба показателя рассчитываются Институтом экономики и развития транспорта (ИЭРТ), дочерней структурой РЖД. "Решение об изменении паспорта программы <замены вторых путей двухпутными вставками> принимается на уровне правительства РФ, поэтому Deloittе считает целесообразным поднять этот вопрос, как минимум, на уровне совета директоров ОАО "РЖД", который возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович", - сказано в пресс-релизе.
Подрядчики РЖД приступили к строительно-монтажным работам, не дожидаясь окончания аудита. Так, из восьми объектов, изученных Deloitte, пять строится, а один (второй путь на перегоне Чудничный - Звездная) сдан в эксплуатацию. Таким образом, применить на практике часть решений аудиторов (тот же отказ от второго пути) уже невозможно. "В данном случае аудиту подлежала проектно-сметная документация, а от нас требовалось идентифицировать потенциальные резервы экономии за счет корректировки как технических решений, так и смет. Именно эти резервы отражены в наших отчетах", - говорит РБК партнер Deloitte Егор Попов.
Он добавляет, что замена вторых путей на двухпутные вставки является значимой, но не единственной рекомендацией аудиторов, а другие предложения можно реализовать и на строящихся объектах. "По отдельным перегонам ОАО "РЖД" действительно сообщило нам, что вносить изменения поздно ввиду фактического завершения строительства. Однако по большинству участков корректировки в том или ином виде возможны", - добавил Попов.
В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг на стройке РЖД на 3-25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3-4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150-600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска. Другой аудитор, З?АО "Ким и партнеры", усомнился, что на станции Тайшет будут разбиты газоны площадью 27 тыс. кв. м - размер четырех футбольных полей - как это указано в документации.
РБК