Ввод платы за пользование дорогами для среднетоннажных грузовиков не только пополнит дорожные фонды, но и поможет обновить российский автопарк.
Министерство транспорта РФ рассматривает возможность взимания платы через систему "Платон" с грузовиков массой свыше 3,5 т. Контракт на разработку научного обоснования целесообразности введения сборов для среднетоннажных грузовиков Высшая школа экономики (ВШЭ) выиграла ещё в августе 2016 года. Как рассказали Лайфу во ВШЭ, взимание платы за проезд по автодорогам является общемировой практикой.
- Тенденции мировой практики заключаются в том, чтобы взимать плату вообще со всех машин, в том числе легковых. Такие системы уже внедряются, например в США, - сообщила Татьяна Кулакова, директор центра экономики транспорта ВШЭ.
По словам специалиста, основным источником пополнения дорожных фондов являются акцизы, и в скором времени дорожные фонды не будут заполняться. Поэтому Минтрансу приходится искать новые источники средств для ремонта и содержания дорог.
- Раньше об этом также задумывались, но собрать деньги с каждого автомобиля было невозможно. Сейчас такая возможность есть. Брать плату за каждый километр проезда - это справедливая система. Она уже опробована на большегрузах и её расширяют дальше. Взимать деньги со всех транспортных средств начнут в течение 5-10 лет, но в России вряд ли такая система будет готова в ближайшее десятилетие, - говорит эксперт.
Относительно введения платы за проезд для среднетоннажных грузовиков по системе "Платон" Татьяна Кулакова называет более конкретные сроки.
- Естественно, что прямо завтра плату для среднетоннажных грузовиков не введут. Я не в курсе сроков принятия решения, так как мы занимаемся только исследованием вопроса целесообразности проекта. Возможно, это произойдёт в ближайшие два-три года, - считает Татьяна Кулакова.
При этом транспортный налог, существующий сейчас, со временем заменит система "Платон" или её аналог по сбору средств за пользование дорогами.
- Есть постоянные платежи, которые платят пользователи дорог и переменные. К первым относится транспортный налог, ко вторым - сборы за регистрацию автомобиля в ГИБДД и оплата парковки. Основная идея заключается в том, чтобы исключить постоянные платежи в пользу переменных. В числе последних будет и плата за проезд по дорогам, которая заменит транспортный налог, - рассказывает директор центра экономики транспорта ВШЭ.
Кроме того, эксперт отмечает, что парк среднетоннажных автомобилей в России не очень большой и на 60% он состоит из машин старше 15 лет. Таким образом, ввод в строй "Платона" для этой категории грузовиков вынудит их хозяев поменять машины на новые.
Life.ru