← Логистика, грузы

Евгений Дитрих рассказал о необходимости снижения транспортных издержек в экономике

Замглавы Минтранса РФ Евгений Дитрих в интервью ТАСС рассказал о последней редакции транспортной стратегии.
- Самое главное - мы научились структурировать проекты и понимать, чего от них хотим. Когда мы запускали проект "Безопасные и качественные дороги", то долго обсуждали: а что же, собственно, мы должны получить в результате? Пришли к выводу, что главный показатель, то, что заметно людям, - качество дорог, повышение нормативного состояния в городских агломерациях, где реализован проект. Второй показатель - число мест концентрации ДТП. Эти показатели были достигнуты, по итогам 2017 года даже перевыполнены. План предусматривал приведение в нормативное состояние 44% дорог, участвующих в проекте, а по факту привели в норму 52%; вместо устранения 27% точек концентрации ДТП ликвидировали 51%. В ходе недавней дискуссии на Гайдаровском форуме мы обсуждали, что дало такой эффект: изначально заниженные планы или эффективная работа по проекту. Считаю, что это именно управленческий успех. Нам удалось объединить усилия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях проекта.
Принципы проектного управления - планирование, нацеленное на конечный результат, оценка ресурсов и их концентрация на конкретных задачах - закладываются в новую государственную программу "Развитие транспортной системы", которую мы приняли в конце прошлого года.
К марту мы переструктурируем программу, введем рейтинг проектов, вошедших в нее. В программе шесть направлений: "Железнодорожный транспорт", "Дорожное хозяйство", "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", "Морской и речной транспорт", "Надзор в сфере транспорта", "Комплексное развитие транспортных узлов" и "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Эти направления, по сути, представляют собой портфели проектов. Внутри каждого из них - набор отдельных проектов, связанных со строительством конкретной железнодорожной ветки или автомобильной дороги. Чтобы выбрать, какие нужно делать раньше, а какие можно отнести на более поздний срок, и вводится механизм ранжирования.
Почему это полезно? Для каждого из проектов в программе высчитывается рейтинг - условно с одной звездочкой, двумя, тремя и так далее. Когда решается вопрос финансирования, в условиях ограниченных ресурсов приходится принимать решения, какие проекты будут продолжаться, а какие можно немного отложить. Тогда рейтинг и нужен: отсекаем, к примеру, первые 15 "звездочек", на которые сейчас хватает денег, и запускаем, а остальные ждут своей очереди.
Сложность этой методологии в том, что очень трудно сравнивать, что важнее - новый аэропорт, который надо построить на Соловках, взлетно-посадочная полоса, которую надо реконструировать, или расширение Нижегородского узла, который сдерживает движение судов по рекам Центральной России. Рейтинг должен быть многоуровневым, учитывать разные эффекты от проекта и дать возможность оперативно управлять работой в рамках программы.
Сегодняшняя программа действует до 2021 года, к лету будет готова продленная до 2025 года редакция. Там мы сможем показать новые проекты, многие из которых начнутся уже в 2018 и 2019 годах.
Мы определили четыре основные цели государственной программы.
Первая - снижение транспортных издержек в экономике, чтобы бизнесу было комфортнее работать при перевозке грузов и пассажиров. Сегодня издержки достаточно высоки, нам нужно, чтобы они, как в развитых странах, приближались к показателю 4-5%, а у нас часто бывает в 2,5-3 раза выше.
Вторая цель - это транспортная доступность услуг для населения, чтобы у каждого жителя России была возможность выехать в любую точку страны.
Важнейшая цель - это безопасность на транспорте, как технологическая, так и транспортная безопасность, защита от незаконного вмешательства в работу транспорта.
И наконец, цель, связанная с развитием экспорта транспортных услуг и транзитного потенциала. Мы должны давать возможность нашим грузам отправляться за рубеж. И издержки по этой процедуре, как для бизнеса, так и для людей, которые пересекают нашу границу, должны быть снижены. Для этого сегодня реализуется ряд проектов по оптимизации работы таможенников, пограничников в пунктах пропуска.
ТАСС