Институт проблем естественных монополий подвел предварительные итоги по изменению ставок операторов грузовых вагонов в 2018 году, а также дал оценку их влиянию на рынок вагоностроения в 2019-м.
Средняя ставка предоставления полувагона, по оценкам Института, в 2018 году находилась на уровне 2250 руб. в сутки (учтены долгосрочные и «спотовые» контракты), что на 27% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года. ИПЕМ ожидает, что в 2019 году на сети может возникнуть профицит полувагонов, и в таком случае ставки снизятся, роста спроса на подвижной состав уже не будет.
По крытым вагонам средняя ставка предоставления (для крытых вагонов объемом кузова 138 куб. м) в 2018 году находится на уровне 1790 руб. в сутки, что на 35% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года. По оценкам ИПЕМ, ставки на крытые вагоны продолжат расти в 2019-м году. Значительная потребность в обновлении парка крытых вагонов, фиксируемая в среднесрочной перспективе, будет способствовать росту конкуренции среди вагоностроителей в данном сегменте.
Средняя ставка предоставления нефтебензиновых цистерн в 2018 году находится на уровне 960 руб. в сутки, что на 14% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года. В среднесрочной перспективе на фоне переключения нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт спрос на нефтебензиновые цистерны будет снижаться. По мнению ИПЕМ, значительный спрос на обновление парка существует по специализированным цистернам для химических грузов, но компетенции по их производству есть только у «Рузхиммаш» (входит в RM Rail) и «Тихвинхиммаш» (входит в ОВК), то есть рынок будет дуопольным.