← Негабаритные и опасные грузы

«Атомэнергомаш» создает первый российский СПГ-газовоз

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет по заказу «Атомэнергомаша», машиностроительного дивизиона «Росатома», ведет концептуальное проектирование газовоза для перевозки СПГ.

Как рассказал директор департамента развития судостроения университета Феликс Шамрай, на начальной стадии проектирования принимаются решения, определяющие облик судна, создается математическая модель российского газовоза с полным импортозамещением грузосодержащей системы, и в значительной степени других судовых систем. Будет выполнено технико-экономическое сравнение российского концепта с судами типа «Ямалмакс», в которых в части ГСС используется технология французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT). «Сейчас эти суда строятся в Южной Корее. Мы должны предложить проект для строительства газовоза в России в конкурентные сроки и с конкурентной стоимостью. К проектированию криогенного оборудования привлечены крупные российские компании», - сообщил Феликс Шамрай.

На судне будет установлено четыре емкости для транспортировки 176 тыс. кубометров СПГ при температуре –165 °C. Объем каждой емкости — ​44 тыс. м³, их проектированием занимается университет. К этой работе привлечены инжиниринговые компании «Тесис» и «Регент Балтика», институт «Сколтех», Umatex. Силовой конструктив емкости может быть стальным, алюминиевым или композитным. «Мы применим в проекте тот материал, который покажет экономически наилучший результат. Разрабатываемая емкость и применяемые решения будут востребованы не только для судов, но и при строительстве наземной инфраструктуры СПГ», - пояснил Феликс Шамрай.

По его словам, стоимость газовоза, построенного по зарубежному проекту на иностранных верфях, составляет более 300 млн долларов. Снизить стоимость можно за счет оригинальных инженерных решений ГСС, высокого уровня импортозамещения криогенного оборудования, которое в основном будут производить предприятия «Атомэнергомаша». Скажется и отсутствие лицензионных платежей. Дело в том, что GTT разработала технологию и владеет правами на интеллектуальную собственность. Для применения технологии надо купить у GTT лицензию, это значительная составляющая в общей стоимости постройки судна.

Кроме того, каждый месяц строительства судна увеличивает его строительную стоимость примерно на 1 %. Предлагаемая университетом технология позволит ССК «Звезда» строить газовозы не за полтора года, как в Корее, а за девять месяцев. Это снизит строительную стоимость каждого судна примерно на 30 млн долларов.

Снижение стоимости перевозок будет достигаться и за счет уменьшения потерь газа, его выпарки, при транспортировке — ​благодаря повышению качества теплоизоляции.

Планируется спроектировать универсальную платформу — ​базовый корпус судна с основными судовыми системами. Платформа может быть адаптирована под различные грузы и задачи. На базе платформы можно будет создавать арктические танкеры, химовозы, балкеры. Вкладные танки обеспечат унификацию судовых конструкций и позволят верфи быстрее строить суда для работы в Арктике.

Научно-исследовательская часть пройдет в 2021 году, опытно-конструкторские работы — ​в 2022-м. 2023 год отведен на проектирование, в 2024-м надо начинать строить. Скорость прохождения этапов будет определяться темпами и подходами к управлению проектом в «Атомэнергомаше». В будущем университет планирует также заняться проектированием систем для крупнотоннажного хранения и морской перевозки водорода.

Главная сложность перевозки и хранения жидкого водорода заключается в том, что он хранится при –252 °C. Удержать такую температуру без потерь — ​сложная техническая задача. У водорода очень узкий диапазон температуры, когда он находится в жидкой фазе. Морской технический университет располагает научно-техническим заделом для решения этих проблем.

Как пояснил директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам, «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев, рразработка российскими предприятиями отдельных типов оборудования не решает полностью задачу импортозамещения, поскольку криогенные емкости судов-газовозов остаются иностранными.

Комплексное решение задачи и комплектная поставка грузосодержащей системы оказались наиболее адекватным ответом на стоящий вызов. Но грузосодержащая система, над которой ведется работа, по разным причинам не может быть интегрирована в существующие проекты крупнотоннажных газовозов, разработанных для обслуживания российских проектов ТЭКа в Арктической зоне, поэтому необходимость создания нового перспективного танкера-газовоза очевидна для профессионального сообщества.

Если проект газовоза успешно пройдет стадию НИР, «Атомэнергомаш» рассчитывает незамедлительно начать ОКР по грузосодержащей системе, создать модели и испытательные стенды, а также приступить к разработке технического проекта судна. На этом этапе возникнет необходимость детальной разработки возможных бизнес-моделей, кооперации как с предприятиями госкорпорации Росатом, так и с партнерами за контуром.

В случае успешной верификации результатов по всем этапам проекта можно будет говорить не только о решении государственной задачи по импортозамещению судового криогенного оборудования, но и о создании первого отечественного танкера-газовоза для СПГ, превосходящего как минимум в части ледовой ходкости и ледопроходимости существующие проекты. Решение «Атомэнергомаша» может стать конкурентоспособным на мировом уровне и имеет экспортные перспективы.

Вопрос о количестве судов и сроках строительства будет решаться заказчиком флота и верфью после рассмотрения результатов нашей работы.