Алтайский завод прецизионных изделий после ухода с отечественного рынка компании Bosch стал единственным в стране поставщиком топливных систем Common Rail в стране. В мире подобные системы для дизельных двигателей, отвечающие экологическим стандартам «Евро-5» и «Евро-6», производят только четыре предприятия. АЗПИ – пятый в мире и первый в России. Спрос на его продукцию у таких предприятий, как КамАЗ, ГАЗ, в условиях зарубежных санкций вырос в разы. Для обеспечения всех потребностей алтайскому заводу необходимо кратно нарастить ежегодные производственные объемы.
— В прошлом году мы произвели около 10 тыс. комплектов, на отечественном рынке все-таки доминировал Bosch — он около 100 тыс. поставлял в Россию, чтобы его заместить, нам надо в 10 раз увеличить производство, – рассказал председатель правления АЗПИ Виктор Герман. — В этом году мы нарастили объемы производства топливных систем на 87%, к концу года должны добиться роста 100%. Но увеличение до 100 тыс. требует огромных усилий не только от заводчан, но и помощи властей. На перестройку производства на такие объемы потребуется не менее пяти лет. Перспективная задача — увеличить мощность в 20 раз.
Одним из главных препятствий Виктор Адольфович называет недоступность некоторых технологий и оборудования из Европы и Японии.
— По мере возможности мы освоили многие технологии, заместив таким образом импортное оборудование, но полностью решить вопрос пока не удается, — поясняет руководитель завода. — Вторая задача — финансирование. Чтобы тягаться с такими международными гигантами в области машиностроения, необходимы миллиардные инвестиции. Для реализации поставленных задач требуются дополнительные площади, оборудование, а главное — высококвалифицированные кадры.
Впрочем, решать амбициозные задачи предприятию не в новинку. Заниматься разработкой современных топливных систем завод начал в 2003 году, к 2010 году завершилось успешное испытание двигателя Минского моторного завода с топливной системой АЗПИ. Двигатель показал соответствие международным экологическим стандартам «Евро-4», тогда ещё даже не принятым в России. К 2016 году начал поставки первых 50 комплектов для КамАЗа. Уже тогда предприятие активно включилось в программу импортозамещения, создано более 130 модификаций изделий для импортной сельскохозяйственной и грузовой техники.
Через два года на Алтайском заводе прецизионных изделий ввели в эксплуатацию первую очередь серийного производства топливных систем Altay Common Rail System (ACRS). Общий бюджет проекта составил 600 млн рублей, из которых 300 млн рублей компания с помощью краевых властей получила в виде льготного займа Фонда развития промышленности под 5% годовых. Таким образом предприятие ответило на спрос крупных двигателестроителей, которые хотели получать уже готовую систему, а не собирать ее по частям из комплектующих от разных производителей.
— Стоимость этой системы составляет не менее 30% от общей стоимости двигателя, — говорит Виктор Герман. — Создание такой системы невозможно без использования нанотехнологий, мехатроники и других суперточных технологий, которые в других областях машиностроения не используются — это сложнейшее производство.
По словам министра промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслава Химочки, все предприятия не только нашего региона, но и страны вынуждены в новых экономических реалиях заниматься импортозамещением. С введением зарубежных санкций многие заводы потеряли производственные цепочки и теперь занимаются поиском комплектующих на отечественном рынке или создают собственные. Так, АНИТИМ раньше приобретал S-образные стойки, необходимые для производства их продукции, в Италии и Германии. В этом году предприятие освоило изготовление этих комплектующих по собственной технологии. Удовлетворив собственные потребности в продукции, АНИТИМ запустил новинку на рынок за пределы региона — по такому пути идет развитие импортозамещения.
«Мы не рассматриваем импортозамещение как панацею, которая выведет экономику Алтайского края на другой уровень, – рассказал Вячеслав Химочка в рамках рабочего визита на АЗПИ. — Это позволяет сохранить производства в регионе, увеличить объемы по новым направлениям. В кризисной ситуации необходимо пользоваться моментом и осваивать новые рынки сбыта и новую продукцию».
Министерство промышленности и энергетики помогает в этом вопросе. Так, при поддержке Правительства Алтайского края Барнаульский завод механических прессов реализует крупный инвестпроект — производство колёсных дисков для сельскохозяйственной и другой тяжёлой техники. Мощность — 50 штук в сутки. Основные заказчики — Петербургский тракторный завод, Гомсельмаш (Беларусь), Ростсельмаш и др. На сегодняшний день — это единственный в России производитель подобной продукции. Выход нового производства на полную мощность предусматривает 80 тысяч колесных дисков ежегодно, что позволит закрыть потребность российского рынка на 90% и заместить продукцию поставщиков аналогичной продукции из Турции и Китая.
— Организована обратная связь, чтобы быть в курсе нужд предприятий и их возможностей, — отметил министр. — Обмениваемся информацией о новой продукции и услугах в регионах через сеть территориальных органов Минпромторга, помогаем в поиске комплектующих и сырья. Это позволяет соединить производственные цепочки в местах их разрывов. Другой вид поддержки — это финансовая помощь, в регионе действует много инструментов, в том числе льготное кредитование через Фонд развития промышленности Алтайского края, через Минпромторг, предоставляются субсидии на пополнение оборотных средств, на приобретение оборудования.