От решения правительства России о запрете с 10 октября въезда на территорию страны тягачам, зарегистрированным в странах ЕС, сильно пострадают литовские перевозчики, заявила Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava).
"Больше всего от этого пострадают малые и средние транспортные компании, в рядах которых количество банкротств и приостановок деятельности начнет расти еще быстрее. Пострадают и литовские перевозчики, работающие на рынках Центральной Азии. Это может затронуть от 400 до 700 компаний", — прогнозируют представители транспортного бизнеса Литвы.
В Linava отметили, что, во избежание больших проблем, перевозчиков призывают покинуть Россию как можно скорее до указанной даты.
По словам генерального секретаря Linava Зенонаса Буйвидаса, перевозчики Литвы уже давно настроились, что их ждут трудные времена, и ищут возможности переориентировать свою деятельность в связи с уменьшением количества маршрутов в восточные страны.
"Некоторым компаниям это удалось сделать, а некоторым нет, им уже пришлось уволить часть сотрудников. Мы, конечно, надеемся, что получится открыть для себя больше новых рынков не только на Западе, но и в странах Центральной Азии. Очевидно лишь, что сделать это так быстро, как хотелось бы, не представляется возможным, и далеко не всем компаниям удается переориентировать свою деятельность с Востока на Запад. Одни только цены на топливо, которые на Востоке намного дешевле, много значат для малого бизнеса. Поэтому решение не впускать тягачи, зарегистрированные в странах ЕС, несомненно, ухудшит тяжелое положение более мелких участников транспортного рынка", — заявил Буйвидас.
По его словам, во избежание банкротств и приостановки деятельности в транспортном секторе правительству Литвы следует как можно скорее начать искать компенсационные механизмы для малых и средних предприятий.
"Льготные кредиты, которые предоставляются в соответствии с решениями Министерства экономики и инноваций, в данном случае не спасут мелких участников транспортного сектора. Всего выдано семь тысяч разрешений на международные перевозки. Несмотря на то что на восточных рынках все еще работают около десяти процентов транспортных и логистических компаний страны, особенно малые и средние перевозчики, их уход из этого сектора нанесет огромный экономический удар по транспортно-логистическому сектору", — отметил Буйвидас.
В свою очередь, секретарь по инновационной и транспортной политике Linava Андрюс Бурба заявил, что больше всего от сложившейся ситуации пострадают компании, работающие с Центральной Азией, поскольку в Литву смогут въезжать только перевозчики, зарегистрированные в Центрально-Азиатском регионе. Однако сделать это будет сложно, так как, не считая узбеков, другим странам необходимы разрешения на проезд, которых Министерство транспорта Литвы дополнительно выделило очень немного и большая часть уже израсходована.
"Текущая ситуация такова, что Литва сама будет вынуждена просить перевозчиков из стран Центральной Азии брать литовские разрешения на поездки, чтобы хотя бы частично уменьшить удар по сектору грузоперевозок. К сожалению, эта ситуация еще и горько-смешна — когда наши партнеры из Центральной Азии обращались к литовским властям с просьбой о предоставлении дополнительных разрешений на проезд, этого не было сделано, а теперь нам придется умолять, чтобы они захотели сделать это. Проводимая таким образом транспортная политика только подрывает доверие к Литве как к надежному партнеру, который может стать окном в ЕС для всех стран Центральной Азии", — заявил Бурба.
В документе, обнародованном правительством России 1 октября, указано, что с 10 октября запрещена перевозка грузов по российским дорогам для транспорта, зарегистрированного в странах ЕС, а также в Норвегии, Великобритании и на Украине.
Постановление вступает в силу 10 октября 2022 года и будет действовать до 31 декабря 2022 года. Оно охватывает как транспортировку товаров в рамках двусторонней торговли, так и транзит или ввоз из третьих стран.