← Логистика, грузы

В 2023 году предложение тоннажа на рынке мировых контейнерных перевозок может превысить спрос

Предложение тоннажа на рынке контейнерных перевозок может вновь превысить спрос уже в следующем году, пишет Alphaliner в последнем выпуске еженедельного мониторинга, предупреждая, что рынок линейных перевозок развивается в сторону структурного профицита.

Дефицит рынка и рекордные прибыли последние пару лет заставили перевозчиков активно инвестировать в новые суда. В результате к концу сентября портфель заказов на новый тоннаж почти достиг 30% существующей вместимости мирового контейнерного флота. Для сравнения, два года назад этот показатель находился в районе 9%.

В абсолютном выражении сегодняшний портфель заказов составляет около 7 млн TEU и превышает предыдущий рекорд в 6,6 млн TEU, поставленный в период "великой рецессии" 2007-2009 годов. В 2008 году портфель заказов составлял 60% работающего флота, с тех пор вместимость мирового флота удвоилась, до 26 млн TEU, и заказанная вместимость составляет 30%. 56% портфеля заказов приходятся на пять крупнейших перевозчиков, которые получат эти суда либо в собственность, либо по чартерным соглашениям.

Оценки заказанной вместимости Alphaliner консервативны: аналитик считает только подтвержденные заказы.

Прогнозируя вероятный профицит рынка, Alphaliner подчеркивает, что на данный момент в уравнении остается одна важная неизвестная составляющая: с начала следующего года вступят в силу новые экологические нормы IMO по судовым выбросам. С 2023 года выбросы CO2 всех судов на единицу перевезенного груза не должны превышать установленные нормативы. Для более старых судов исполнение новых требований означает ограничение мощности двигателей. Это означает замедление скорости, и приведет к увеличению сроков оборачиваемости судна, и следственно, увеличению потребностей рынка в контейнерной вместимости.

Некоторые аналитики полагают, что замедление скорости судов, например, на 10% приведет к увеличению потребностей в тоннаже на такую же величину. Alphaliner объясняет, что прямая пропорция неприменима к этой ситуации. Даже в условиях дефицита вместимости в прошлом году большинство крупных контейнеровозов работали и работают со скоростью, заметно меньше возможной: большинство крупных магистральных судов имеют мощность двигателя достаточную для того, чтобы развивать скорость 22 узла, однако расписания дальнемагистральных сервисов рассчитаны для скорости от 17 до 20 узлов на длинных трансокеанских участках. Таким образом, аналитик допускает, что новые нормы либо вообще не будут ограничивать скорость этих судов, либо ограничения будут установлены на уровнях выше фактической скорости в нынешних операционных условиях. А более старые и неэкономичные суда - как раз те, которых в первую очередь коснутся новые нормы, - сейчас в основном работают на недлинных региональных маршрутах, где скорости меньше.

Это не означает, что новые меры, принимаемые IMO для декарбонизации судоходства, не окажут заметного влияния на "динамическую вместимость флота" и, следовательно, на баланс спроса и предложения тоннажа. Однако Alphaliner допускает, что объемы нового поставленного тоннажа будут превышать эти потери по крайней мере в 2023-2024 годах.

Несмотря на эти опасения, высказываемые аналитиками, и на стремительно падающие ставки, как фрахтовые, так и чартерные, а также прогнозы глобальной рецессии в будущем году, перевозчики пока так и не прекращают дальнейшее наращивание и без того гигантского портфеля заказов на контейнерные суда. СМИ сообщают о целом ряде компаний, которые сейчас ведут переговоры по контрактам на большие серии крупных контейнеровозов: MSC предположительно разместила заказ на поставку 12 работающих на СПГ судов вместимостью 16 тыс. TEU на верфи YZJ. Maersk на днях объявил о размещении заказа на десять метаноловых 17-тысячников и готовится добавить к нему еще десять фидеров вместимостью по 2,5 тыс. TEU. Yang Ming недавно объявил тендер на строительство серии из по меньшей мере пяти работающих на СПГ судов вместимостью 15 тыс. TEU, COSCO Shipping принял программу расширения флота стоимостью почти 5 млрд долларов, в рамках которой планируется заказ шести 23-тысячников с метаноловыми двигателями и девяти конвенциональных 15-тысячников. Новый участник рынка международных линейных перевозок Transfar готовит заказы на пять контейнеровозов вместимостью 8 тыс. TEU, работающих на метаноле.

На сегодня Alphaliner вопрос, сможет ли рынок это все "переварить", оставляет открытым.