Министр сообщения Латвии Янис Витенбергс, вступив в должность, провел встречу с руководством Латвийской железной дороги, на которой обсуждался спад грузооборота и возможная новая бизнес-стратегия компании, передает lz.lv.
Витенбергс обвинил компанию в том, что она годами сидела сложа руки и ничего не сделала для диверсификации маршрутов и привлечения новых клиентов – не из России.
"Это было тяжело и жестко, потому что меня не устраивает позиция компании, которую можно было бы охарактеризовать так: "Раньше мы работали с Россией, теперь это невозможно, и поэтому мы просто наблюдаем, как ситуация ухудшается", - рассказал министр о разговоре с руководством LDz.
Он добавил, что ситуация с Россией была сложной долгое время и до начала СВО на Украине и введения санкций, и "это халатность со стороны руководства компании не искать альтернативы российскому рынку".
Витенбергс отметил, что конкурирующие с LDz предприятия гораздо успешнее справляются с существующими проблемами. Министр отметил, что LDz – крупная компания с широкими возможностями для поиска новых партнеров по сотрудничеству и новых путей сотрудничества.
"Одно дело оптимизировать расходы и сократить количество сотрудников, что, конечно, приходится делать при падении грузооборота, но я хочу видеть видение того, как компания будет работать дальше", — подчеркнул Витенбергс.
Он сообщил, что в 2023 году LDz прогнозирует, что грузооборот может составить 16 млн тонн, в 2022 году - 19 млн тонн. В 2021 году было перевезено 24 млн тонн. По словам Виттенбергса, это очень стремительное сокращение, и сама компания признала, что могла бы работать с оборотом в 25 млн тонн без господдержки.
"Однако компания сама должна исправить свою операционную модель, чтобы не было так, что в конце года, когда баланс в минусе, мы идем в правительство и просим все компенсировать из бюджета. Это самый простой путь, и, к сожалению, последние несколько лет все происходит именно так. Я дал четкое понять, что так больше продолжаться не может", - подчеркнул Витенбергс, добавив, что он также рассмотрит возможность реструктуризации компании путем слияния дочерних предприятий LDz, чтобы "экономия средств была не только за счет простых рабочих, но и за счет заработной платы начальства и советов".
Витенбергс указал, что одним из направлений работы LDz сейчас могла бы стать транспортировка украинского зерна. "Я думаю, что мы можем предложить создать коридор для перевозки зерна по железной дороге, в том числе используя возможности LDz. Нельзя просто смотреть, как тонет такая крупная компания, как LDz. Нам нужен более свежий взгляд на то, как улучшить ее финансовые показатели", — подчеркнул министр.
По его словам, в феврале вместе с руководством LDz он отправится в правительство и представит доклад о текущей ситуации, ближайших целях, способах снижения затрат и стратегическое видение того, как компания будет работать дальше, чтобы можно было оценить, какое участие государства потребуется.