Эксперты в беседе с Armenia Today оценили экономический и политический аспекты вопроса открытия грузоперевозок между Арменией и Турцией. Анкара 6 января проинформировала Ереван об отмене запрета на воздушные грузоперевозки между двумя странами, договоренность о чем была достигнута в ходе июльской встречи между спецпредставителями двух стран.
По мнению экономиста, экс-депутата парламента Армении Татула Манасеряна, экономика Армении сегодня не в состоянии противостоять экспансии турецких товаров. «Не нужно быть экономистом, чтобы не понимать все риски, связанные с открытием прямого грузового воздушного сообщения между Арменией и Турцией, особенно с точки зрения возможной экспансии турецких товаров на армянский рынок», — сказал он.
Манасерян указал на тот факт, что турецкие товары конкурентоспособны не только на армянском рынке, но и в любой стране региона. В этом контексте, по мнению экономиста, насколько бы ни были конкурентоспособны отдельные отрасли производства в Армении, они не могут быть сопоставимы с тем конкурентным результатом, который имеет Турция, особенно с учетом эффекта масштаба последней.
«Не будем забывать, что турецкий рынок огромен, и если направить имеющиеся у местных производителей ресурсы на этот 80-миллионный рынок, то этого уже будет достаточно для обеспечения роста экономики», — заметил Манасерян. Он напомнил, что даже при 100-процентном падении курса турецкой лиры властям страны в течение нескольких месяцев удалось остановить девальвационные процессы, и экспансия турецких товаров может стать серьезной угрозой для производителей всех стран региона, в том числе и для Армении.
Экономист вместе с тем подчеркнул, что вышесказанное вовсе не означает, что у Армении должны быть закрытые границы. «Конечно, нет, весь цивилизованный мир требует свободной конкуренции, в том числе и открытых коммуникаций. Но в случае с Арменией проблема заключается в следующем: люди, которые получают высокие зарплаты и премии, провели исследования на предмет возможных выгод и ущерба? И если таковые имеются, могут они представить их общественности страны?», — задался вопросом экономист. На замечание о том, что у Армении нет грузового авиатранспорта и его придется либо арендовать, либо использовать турецкие воздушные судна, Манасерян указал на очевидность выполнения грузовых рейсов турецкими самолетами, в результате зависимость республики от турецких грузоперевозчиков будет расти.
«Мы окажемся перед очень серьезной проблемой дискриминационной политики, поскольку поставки крупных партий турецких товаров на армянский рынок могут привести к краху отечественных производителей», — сказал он.
Экс-председатель Национального собрания, бывший премьер-министр Армении Хосров Арутюнян считает, что решение Анкары снять запрет на грузовые авиаперевозки между Турцией и Арменией носит больше политический характер и никакого отношения не имеет к нормализации армяно-турецких торгово-экономических отношений. По словам Арутюняна, торгово-экономических связей между Арменией и Турцией практически нет, а грузовые перевозки в основном совершаются наземным транспортом по территории Грузии.
«Я не вижу возможностей существенных изменений в торгово-экономических отношениях между двумя странами — по крайней мере в обозримом будущем, особенно, на фоне турецко-азербайджанских притязаний в регионе. Данное решение в первую очередь следует рассматривать не как шаг по установлению экономических связей, а всего лишь как жест в направлении урегулирования армяно-турецких отношений», — отметил он.