Правительство РФ внесло в Госдуму проект базового закона, который направлен на создание правовых и организационных основ северного завоза. Текст документа размещен в думской электронной базе в среду.
Под северным завозом предлагается понимать комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненным к ним местностям, с ограниченными сроками завоза грузов. Как указывают авторы инициативы в пояснительной записке, такие населенные пункты располагаются в 25 субъектах РФ и "характеризуются отсутствием собственной технологической базы для производства большинства товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры и сложными природно-климатическими условиями".
Законопроект разработан по поручению президента РФ Владимира Путина. Авторы инициативы указывают, что деятельность в сфере северного завоза законодательно не урегулирована, в результате чего "отсутствует системный подход к организации и осуществлению северного завоза на федеральном уровне, а также полная статистическая информация об объемах и маршрутах перемещения грузов северного завоза". В связи с этим в законе предлагается закрепить понятия "территории северного завоза", "территории с ограниченными сроками завоза грузов", а также законодательно закрепить понятия плана, участников и грузов северного завоза.
Устанавливается, что к территориям северного завоза будут относиться территории, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов. Перечень таких территорий утвердит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.
Законопроект предусматривает четкое распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Как отмечали авторы инициативы, такие нормы необходимы для "построения эффективной системы управления северным завозом".
Устанавливается, что единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития РФ. Вводится также понятие единого морской оператора северного завоза - им будет определенное правительством юридическое лицо, которое обеспечит регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами.
Кроме того, законопроект также предполагает создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС "Северный завоз"). Как отмечают авторы инициативы, такая система обеспечит "обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках". Оператором новой информсистемы может выступать как непосредственно Минвостокразвития, так и подведомственная ему организация.
Для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки документ вводит три категории грузов северного завоза. Так, к первой категории относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Как уточняют авторы инициативы, это социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, лекарства и медизделия, а также топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Кабмин наделяется полномочиями определять перечень таких грузов и оказывать господдержку их завоза. При этом высший исполнительный орган региона или глава местной администрации сможет утвердить дополнительный перечень грузов первой категории.
Ко второй категории грузов предлагается отнести грузы для государственных и муниципальных нужд. Предполагается, что единый морской оператор северного завоза будет перевозить грузы первой и второй категорий по регулируемым тарифам с последующим предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов. В третью категорию предлагается включить остальные грузы.
Документ также вводит институт планирования северного завоза грузов первой и второй категорий. Предполагается, что такой план будет формироваться ежегодно на трехлетний период, его будет утверждать Минвостокразвития 1 ноября года, предшествующего планируемому. При этом правила перевозки грузов северного завоза, транспортно-логистических услуг в отношении них и нормы специальной маркировки таких грузов установит кабмин.
Законопроект также вводит перечень объектов "опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза". Как указывают в кабмине, "основополагающим критерием отнесения объектов инфраструктуры к опорной сети является их критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза".
Если закон будет принят, то новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2023 года.