← Логистика, грузы

Эксперты назвали долю полностью ушедших из России международных брендов

Треть таких компаний приняли решение об уходе из страны, при этом половина из них продана другим собственникам. Примерно столько же брендов пока не определились с решением

Ровно треть (33%) международных брендов приняли решение об уходе из России, почти столько же (36%) не определились с порядком дальнейшей работы в стране. Такие данные содержатся в исследовании аналитиков IBC Real Estate (есть у редакции), которое включает статистику и прогнозы по сделкам с недвижимостью.

В отчет вошли 419 брендов, которые объявляли об изменении порядка работы на территории России. Среди них представители различных сегментов рынка — ретейла, производства, сервисов и услуг, логистики, девелопмента, финансов и СМИ. Часть компаний имеют недвижимые активы в России, другие арендуют помещения. Данные представлены на март 2023 года.

С марта 2022 года в России многие международные бренды начали менять свой статус работы в России. По оценкам IBC Real Estate, спустя год доля неопределившихся компаний составляет 36%. При этом еще в августе их число достигало 65%. Среди зарубежных брендов, которые еще не приняли окончательного решения о дальнейшей работе в России, значительное число компаний-производителей, владеющих заводами. Наличие таких активов существенно осложняет выход из бизнеса, пояснила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Именно эти бренды несут самые большие потери из-за простоя своих заводов, аренды офисов, помещений в торговых центрах и складов. Многие из этих компаний находятся в поиске претендентов на свои активы и продолжают занимать выжидательную позицию, отметила она. Среди них, например, PepsiCo, Lavazza, Caterpillar, Budweiser Budvar, Stellantis, Volkswagen.

Значительная часть неопределившихся брендов приходится и на сервисные компании, которые практически не имеют площадей в собственности или аренде. К числу таких относятся Booking.com, Airbnb, Asos, Ebay, в ретейле — Estee Lauder, LVMH. «Мы предполагаем, что в этом году большинство брендов, которые еще не приняли решение, сделают объявления о том, как они планируют продолжать или сворачивать бизнес в России», — добавила Екатерина Ногай.

По данным IBC Real Estate, 33% международных брендов приняли решение об уходе из страны — они продают свой бизнес другим собственникам (16%) или закрывают его полностью. Среди компаний, которые продали свои активы в России, — McDonald’s, LPP, IKEA, Hortex, Scania, Sponda.

«Массовый исход международных компаний обернулся для российских инвесторов возможностью покупки активов. Ввиду нестабильной политической обстановки и давления на бизнес операторы начали быстро сворачивать свой бизнес, в связи с чем некоторые сделки были закрыты со значительным дисконтом», — отмечает Екатерина Ногай. По оценкам экспертов, в 2022 году примерно 46% инвестиций в коммерческую недвижимость (с учетом производственных объектов) обеспечили иностранные продавцы.

Некоторые международные бренды покинули российский рынок без продажи активов ввиду их отсутствия — они были представлены на рынке с помощью дистрибьюторов или арендовали помещения. «Как результат, выход брендов данной категории был наиболее безболезненным для глобальных собственников и не сопровождался поиском инвесторов», — отметила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. Среди них, например, H&M Group, GAP, Victoria's Secret, Jysk, Michael Kors.