← Логистика, грузы

ЦБК Архангельска готов отгружать продукцию в Китай по Севморпути при ставках 3 тыс. долларов за контейнер

Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК) готов отгружать часть своей продукции в порты Китая по Северному морскому пути (СМП), если стоимость доставки одного 40-футового контейнера будет конкурентоспособной в сравнении с другими логистическими маршрутами и составит до $3 тыс. Об этом в пятницу сообщил заместитель генерального директора предприятия Юрий Трубин в ходе панельной дискуссии на форуме "Арктика - регионы", проходящем в Архангельске.

Ранее генеральный директор АЦБК Дмитрий Зылев сообщил, что предприятие потенциально может поставлять в порты Дальнего Востока и Китая по Северному морскому пути порядка 600 контейнеров продукции каждый месяц.

"Если сейчас мы оцениваем стоимость доставки контейнером в Китай (по другим маршрутам - прим. ТАСС) порядка $3 тыс. на 40-футовый контейнер, то мы полагаем, что если ставки достигнут $3 тыс. или меньше $2,5-2,7 тыс., то, наверное, часть нашей продукции мы сможем отгружать контейнерами по Северному морскому пути", - сказал Трубин в ходе дискуссии "Возможности использования Севморпути как транспортного коридора для выхода на азиатские рынки".

Он также отметил, что сейчас предприятие отгружает продукцию, используя железную дорогу, и периодически испытывает дефицит контейнерных поездов. "Затоваренность наших складов в разные периоды и месяцы достигает критических значений - до 120% от нормативной емкости складов. Поэтому мы полагаем, что Северный морской путь может стать для нас "палочкой-выручалочкой". Ключевыми являются две позиции - это ставки на перевозки контейнеров по СМП, второе - это оператор контейнерной базы, чтобы наши контейнеры с продукцией отправлялись в Юго-Восточную Азию, а обратно как-то возвращались к нам для загрузки", - подчеркнул Трубин.

Замдиректора АЦБК также уточнил, что грузами, которые возвращались бы из Азии в Россию по Северному морскому пути, может стать оборудование, запчасти, расходники и химические реагенты, которые поставлялись бы дружественными странами или с помощью параллельного импорта.

Как пояснил в своем докладе Владимир Прибыш - директор по стратегии и развитию Группы компаний "Дело", которая занимается морскими перевозками и является главным логистическим партнером Госкорпорации "Росатом", стоимость доставки одного 40-футового контейнера из портов Северо-Запада России в Китай по Северному морскому пути сейчас составляет порядка 344 тыс. рублей (более $4 тыс.), согласно расчетам экспертов компании. Летом 2023 года "Дело" планирует отправить пилотный для себя рейс по СМП из Архангельска в Шанхай, где стоимость доставки одного контейнера будет ниже себестоимости - 300 тыс. рублей ($3,7 тыс.).

"Есть целый набор клиентов, которые никогда не имели опыта перевозки через СМП. И им важно проверить логистику, сохранность груза, организацию работы, они примерно за эту ставку готовы перевезти. Мы осознанно везем "в минус". Он небольшой, но это инвестиции в то, чтобы понять этот маршрут, его особенности, где и за счет чего возможна оптимизация", - сказал Прибыш.

В ходе дискуссии эксперты также отметили, что стоимость тарифа перевозок по Северному морскому пути в данный момент складывается без учета возможной ледокольной проводки, то есть период уверенной навигации составляет только несколько месяцев летне-осеннего периода.

"Мы понимаем, что ледовая проводка стоит очень дорого. Если мы будем пересчитывать тариф с ледовой проводкой, то никакая экономика не выдержит. Мы говорим про сезон, когда этот тариф будет действовать. И СМП - не единственный маршрут. Конечно, предприятия будут продолжать отгружать и контейнерами по ж/д, кто-то автотранспортом, но иметь как альтернативу Севморпуть, который в сложном периоде (нехватке ж/д контейнеров - прим. ТАСС) позволит какой-то объем выгрузить по адекватной ставке", - заключил модератор панельной дискуссии Павел Билибин.

По информации Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, в 2022 году по Северному морскому пути (СМП) были выполнены два регулярных каботажных рейса из Санкт-Петербурга до Владивостока с 8,5 тыс. тонн грузов. Для установления экономически обоснованного тарифа на перевозку контейнерных грузов, в том числе рефрижераторных контейнеров с рыбной продукцией, по СМП в качестве индикатора была использована стоимость перевозки контейнеров по железной дороге между европейской частью Российской Федерации и Дальневосточным федеральным округом. Количество регулярных каботажных рейсов по СМП в 2023 году должно увеличиться в два раза.

Деловой форум "Арктика - регионы" является площадкой для встречи операторов нефтегазовых и горнорудных проектов в Арктике, владельцев транспортного, промыслового и ледокольного флота, а также представителей крупных промышленных, логистических судо- и машиностроительных компаний и предприятий. Основной темой форума стали вопросы управления и развития Северного морского пути и прилегающих акваторий.