← Таможня и ВЭД

«Дочка» швейцарской Nestlé проиграла спор с Балтийской таможней

В начале этого года Балтийская таможня обратилась в Арбитражный суд Москвы, прося его передать в доход государства 28 кофемашин, 24 блока охлаждения молока, 128 ароматизирующих станций для подачи сиропов, импортированных в адрес ООО "Нестле Россия" (принадлежит структурам Nestlé). Ответчиком по этому процессу также выступало Межтерриториальное управление Росимущества по Петербургу и Ленобласти (МТУ).

Как следует из материалов дела, в 2022 году Балтийская таможня в ходе камеральной проверки обнаружила недостоверное декларирование товара. Контейнеры, доставленные в Россию по внешнеторговому контракту компанией "Нестле Россия", перед разгрузкой вскрыли.

По документам в них значилась сухомолочная смесь, но там оказалась техника. При этом в порту осмотр груза не производился. Оборудование в октябре 2022 года таможенники изъяли и передали на ответственное хранение. Позиция "Нестле Россия", указанная в акте камеральной проверки, заключалась в том, что доставка этой партии товара была произведена ошибочно из–за ненадлежащей обработки груза логистическим оператором.

Тем не менее Балтийская таможня обратилась в арбитраж, прося изъять технику в доход государства и передать её МТУ.

Недавно суд это требование удовлетворил. ООО "Нестле Россия" на запрос "ДП" не ответило, но в суде компания указала: выпуск товара осуществлялся в автоматическом режиме, поэтому она не знала и не должна была знать о перемещении через границу иного товара, не предусмотренного её контрактом. В МТУ на запрос "ДП" не ответили. Балтийская таможня отказала в выдаче информации. "Ситуация с посторонними вложениями или с путаницей при погрузке достаточно распространённая, но, как правило, выявление таких нарушений происходит на этапе таможенного контроля до выпуска товаров в оборот", — говорит Марианна Чугаева, управляющий партнёр юридического бюро "Чугаева и партнёры".

По оценке Владислава Варшавского, управляющего партнёра юридической фирмы "Варшавский и партнёры", число подобных ошибок в последний год существенно возросло. Прежде всего это связано с тем, что напрямую доставить товары в Россию из недружественных стран затруднительно: где–то надо делать перецепку, в каких–то случаях необходимо перегружать товар из одного транспорта в другой.

"Каждая грузовая операция значительно увеличивает риск ошибки. Собственно, это и произошло в рассматриваемой ситуации", — резюмирует Владислав Варшавский. А вот изъятие товара в порядке ст. 318 ФЗ "О таможенном регулировании" встречается в практике нечасто, замечает Марианна Чугаева. "Выявление таких незаконно ввезённых товаров в ходе разгрузки, после выпуска товара, редко сопровождается присутствием таможенников", — поясняет она.