АО «Русатом Автоматизированные системы управления» (РАСУ, входит в «Росатом») приобрело 50% в уставном капитале компании «Парус электро», следует из данных ЕГРЮЛ. Структура госкорпорации стала владельцем пакета в ноябре 2023 года. У «Парус электро» было всего два акционера: Владимир Хлебников владел 55%, а Денис Павлюк — 45%. Теперь у каждого из них осталось по 25% компании, говорится в бухгалтерской отчетности «Парус электро». Об этом пишет "Коммерсант".
«Парус электро» — один из крупнейших российских производителей зарядных станций для электромобилей (ЭЗС), базирующийся в Москве. В 43 регионах РФ установлено более 1 тыс. быстрых ЭЗС компании. «Парус электро» также выпускает ЭЗС для «Энергии Москвы» (проект мэрии по созданию городской зарядной инфраструктуры). Также компания производит инверторы для солнечной генерации (доля рынка, по словам Владимира Хлебникова, составляет около 50%) и источники бесперебойного питания (ИБП, системы хранения энергии).
В 2023 году выручка «Парус электро» выросла сразу на 106,9%, до 5 млрд руб., а чистая прибыль — на 47,6%, до 708 млн руб., следует из отчетности компании по РСБУ.
Деятельность по продаже зарядных станций для электромобилей принесла компании 452,3 млн руб., что всего на 0,8% больше, чем в 2022 году. Основной прирост произошел за счет производства электрической распределительной и регулирующей аппаратуры (на 140,7%, до 4,2 млрд руб.).
В «Росатоме» говорят, что основная цель создания партнерства — объединение и взаимное развитие компетенций в области высокотехнологичного электротехнического оборудования. «Парус электро» помимо ЭСЗ и ИБП производит и другую силовую преобразовательную технику, которая применяется в промышленности и разных отраслях энергетики, в том числе на объектах генерации и распределения энергии, пояснили в госкорпорации. В рамках партнерства уже ведутся реализация совместных проектов и разработка решений для применения в новых проектах атомной отрасли, говорят в «Росатоме». «Синергия технологических наработок и возможностей» есть в рамках обеспечения «бесперебойной работы центров обработки и хранения данных», применения в производстве электроэнергии из ВИЭ, а также электромобильности (например, развитие зарядной инфраструктуры позволяет стимулировать спрос на автомобили с электроприводом).
«Мы увидели в госкорпорации системного партнера с имеющейся стратегией до 2045 года и с широкими экспортными перспективами, что укладывалось в нашу собственную стратегию — стать отраслевым национальным чемпионом и выйти на экспорт в ряд стран дальнего зарубежья, где также занять значимую долю рынка»,— сказал “Ъ” Владимир Хлебников.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что возможна синергия нового бизнеса как со сбытовым бизнесом «Росатома» (продажа электроэнергии), так и с производством батарей (продолжение эксплуатации литий-ионных батарей в ЭЗС). Производство ЭЗС — перспективное направление с учетом существующих планов по электрификации транспорта, говорит аналитик.