Радикальное увеличение численности так называемого теневого флота перестроило мировую энергетическую систему. Чтобы обеспечить поток нефти из России и Ирана перед лицом санкций Запада, за последние несколько лет появились новые сети малоизвестных трейдеров и судовладельцев, многие из которых были сосредоточены в Дубае.
Как пишет агентство Bloomberg, эти дилеры покупают танкеры – часто старые, дешевые – и используют непрозрачную сеть подставных компаний, перевалку с судна на судно и игры с технологией отслеживания, чтобы скрыть происхождение нефти и найти готового рисковать покупателя, чаще всего в Азии.
"Это сработало. Потоки российской и иранской нефти не ослабевают, и, что важно, цены, по которым эти грузы продаются, сократили разрыв с мировыми эталонами", – пишет обозреватель агентства Уилл Кеннеди.
Темный флот становится больше и сложнее, даже несмотря на то, что западные чиновники пытаются держать его под контролем всеми возможными и доступными средствами.
Тактика темного флота также распространяется за пределы сектора нефти, давая свой опыт сфере сжиженного природного газа, на который также начали накладываться санкции. Эксперты сообщили, что Россия, по-видимому, получила контроль над группой танкеров СПГ, что позволило экспортировать продукцию с завода «Арктик СПГ-2», обложенного персональными санкциями.
Результатом этой масштабной деятельности является то, что артерии, по которым течет энергия в вены мировой экономики, становятся менее прозрачными и менее безопасными, полагает американский обозреватель.
Между тем санкции не достигают своей цели: устранить доходы РФ (и Ирана) от экспорта не удается. Принуждение к соблюдению стало игрой в кошки-мышки, где власти часто обнаруживают, что наилучшие результаты достигаются путем санкций по отдельным судам, поскольку конечные бенефициары настолько неясны.
Без изменения геополитической погоды, что не ожидается в ближайшие годы, теневой флот останется устойчивой и важной частью энергетического мира, а также продолжит обогащать многих людей, резюмировал Кеннеди.