На начало 2025 года на складах российских дистрибьюторов скопилось около 700 тысяч автомобилей — почти вдвое больше, чем в начале 2024-го. Продавцы опасаются падения спроса и уже обратились за поддержкой в Минпромторг. Из всех машин, хранящихся на складах, 52% произведены в России, остальные — импортированы, преимущественно из Китая.
По данным аналитиков, рекордные запасы автомобилей напоминают ситуацию кризиса 2008 года, когда производство резко сократилось. В 2024 году в стране было продано 1,69 млн новых авто, из которых 53% составили китайские марки. Лидерами по продажам стали Lada, Haval и Chery. Однако осенью дилеры начали массово завозить легковушки перед повышением утилизационного сбора, что привело к затовариванию.
Эксперты прогнозируют снижение спроса на 10–20% в 2025 году, что вынуждает дилеров пересматривать бизнес-модели. Многие автосалоны рискуют закрыться, особенно те, кто работает с малоизвестными брендами или использует заемные средства.
Дилеры попросили Минпромторг урегулировать поставки китайских автомобилей и настроить прогнозирование рынка. Высокие кредитные ставки также сказываются на продажах: выдача автокредитов за три месяца снизилась на 37%. В условиях неопределенности автодилеры вынуждены пересматривать стратегии и сокращать издержки, чтобы сохранить бизнес.