В Великобритании планируют отправить в полет первые в мире грузовые судна с установками на водороде и электричестве. Проектом занимается компания ZeroAvia, которая давно разрабатывает безвредные для климата технологии в авиации. Вместе с оператором RVL Aviation они намерены наладить доставку товаров по воздуху, не загрязняя воздух.
Для этих полетов не создаются новые аппараты. Используются уже существующие легкие авиаборты Cessna Grand Caravan. Их переоборудуют: вместо стандартного двигателя будет установлен новый тип силовой системы — ZA600, работающей на экологичном топливе. Такой подход позволяет быстро и с меньшими затратами перейти на новые технологии, не предавая свалке старый парк самолетов. Самолеты хранят водород в специальных баках, и когда он смешивается с кислородом из воздуха в топливном элементе, происходит химическая реакция, которая производит электричество и воду — единственный побочный продукт.
Маршруты для перелетов уже определены, логистика поставок водорода продумана. До начала полетов остается пройти последнюю ступень — сертификацию. Пока не получено разрешение от регулирующих органов, перевозить коммерческие грузы нельзя. Но все указывает на то, что ждать осталось недолго.
Система ZA600 прошла серию проверок, в том числе на другом типе летательных аппаратов. ZeroAvia с самого начала ставила цель не создавать технику с нуля, а адаптировать «старичков» к новой работе. Транспортные задачи будет выполнять RVL Aviation, а сами воздушные суда предоставит лизинговая компания MONTE. То есть перевозчику не придется самостоятельно закупать технику — достаточно взять ее в аренду, уже оснащенную новым двигателем.
Планируется, что после успешного запуска в сфере доставки, компания займется проектом для пассажирской авиации. Уже разрабатывается более мощная система ZA2000 для региональных лайнеров. Она рассчитана на перевозку десятков человек, но до входа такой практики в нашу рутину еще далеко. Сейчас в приоритете — довести текущий проект до полноценного старта.
Главным преимуществом новой установки эксперты считают легкость ее интеграции в привычную авиационную технику. Благодаря чему шансы перейти на экологичные полеты не только в Британии, но и в других странах повышаются в геометрической прогрессии. Техника проверена, логистика выстроена, партнеры на месте. Ожидается лишь заключительное одобрение, и тогда начнется новая глава в истории грузовой авиации.