← Негабаритные и опасные грузы

Кабмин Литвы отказался возобновить транзит удобрений "Беларуськалия"

Литва не возобновит транзит удобрений "Беларуськалия". Об этом заявили в литовском кабмине в ответ на соответствующее предложение грузовой компании, занимающейся перевозкой удобрений, сообщает Baltnews.

В правительстве балтийской республики даже не стали рассматривать данную просьбу. Отмечается, что инициатива поступила со стороны грузовой компании Клайпедского порта Biriu kroviniu terminalas (BKT), которая занималась перевозкой удобрений "Беларуськалия".

Общий суд Евросоюза на данный момент рассматривает иск BKT к Совету ЕС насчет его регламента, который привел к решению Литвы прекратить транзит удобрений через Клайпедский порт. Гендиректор компании Руслан Малинин в письме премьеру Гинтaутасу Пaлуцкасу и правительству предложил отозвать данный иск, если взамен власти разрешат возобновить транзит.

"Ограниченная, политически мотивированная трактовка, аналогичная механизму, используемому для калининградского транзита, может быть объявлена по соглашению сторон", - говорится в тексте.

При этом в правительстве Литвы отрицают получение такого письма. "Премьер-министр Пaлуцкас не получал, не читал и не видел никаких писем на эту тему, такой вопрос не стоит в повестке дня ни премьер-министра, ни правительства", - заявил советник главы литовского правительства Юстинaс Аргустaс.

Глава Минтранса Литвы со своей стороны заявил, что ему также ничего неизвестно о предложении грузовой компании. По его словам, решение прекратить транзит обосновано европейскими санкциями.

Уже не впервые в Литве звучат призывы разрешить транзит удобрений «Беларуськалия», чтобы не допустить потери прибыли. Ранее с подобным предложением выступил депутат Валюс Ажуолас. Он также предложил властям Литвы использовать метод, который применил президент США Дональд Трамп, то есть действовать в интересах государства.

Депутат Сейма Литвы Айдас Гедвилас, в свою очередь, заявил, что решение о прекращении транзита белорусских калийных удобрений привело к многомиллионным убыткам для Литвы.

В начале 2022 года Литва прекратила транзит белорусских калийных удобрений и в одностороннем порядке расторгла договор о перевозке грузов с Беларусью. Это решение нарушило права белорусской стороны как инвестора в инфраструктуру порта Клайпеды.

2 декабря 2024 года «Беларуськалий» подал полный иск в международный инвестиционный арбитраж против Литвы, требуя компенсации за нарушение своих прав.