Начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец во время Дня железной дороги в правительстве региона сообщил губернатору, что ЗабЖД несёт расходы на обслуживание инфраструктуры, рассчитанной на большие объёмы погрузки Забайкальского зернового терминала, однако терминал этих объёмов пока не обеспечивает.
«Реализовали все техприсоединения. Сегодня инфраструктура российских железных дорог запущена и эксплуатируется, мы несем определенные затраты на эксплуатацию. А функционирование данного комплекса не исполнено», — сказал Владимир Антонец.
Аналогичная проблема возникла у компании «Разрезуголь». По словам Антонца, ЗабЖД закрывает все свои обязательства к 30 ноября, но теперь гарантии от добывающей компании уже нет: «Это значит, что инвестиции будут потрачены, развитие железной дороги будет сделано, а погрузки может и не случиться».
Губернатор Александр Осипов, обращаясь к и. о. первого зампреда правительства Буянто Батомункуеву, призвал решить вопрос и назвал недопустимой ситуацию с простаиванием вложений ЗабЖД.
«Влупили деньги, говоря по-русски — потратили миллиарды рублей, всё сделали, подготовились, сделали всё за свой счет, а не за счет инвестора. Теперь получается, что эта железная дорога не загружается и инвестиции со стороны ЗабЖД омертвлены. Но что завтра будет происходить? Сейчас всё это слушают естественные монополии, и завтра они просто ничего не будут делать. Нас сейчас два-три инвестора подведут при нашем бездействии, а завтра естественные монополии не будут откликаться: „Вы всё закончите, потом мы начнем делать“, — перейдем в этот формат. Мы один из немногих регионов, где такой подход эффективный, правильный и благородный. Во многих местах вообще сидят на монополии и ничего не делают годами: говорят, стройте все предприятия, а потом будем решать, что и кому подводить. А здесь обратная ситуация. Это недопустимо — то, что мы делаем», — сказал губернатор.
2 июля первый заместитель генерального директора компании НСЗК Валерий Забродин на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным рассказал о том, что терминал готов к работе, но нужно наладить работу с российской и китайской железной дорогой. Он также отметил, что Сибирь и Дальний восток могут стать главными экспортерами зерна в Китай.
Зерновой железнодорожный терминал в поселке Забайкальске на границе с Китаем торжественно открыли в сентябре 2022 года при дистанционном участии президента России Владимира Путина. Спустя полгода, в марте 2023-го, он вышел на финальную стадию аккредитаций и лицензирования. Осенью в Пекине на форуме «Один пояс — один путь» был подписан 12-летний контракт на поставку 70 миллионов тонн зерна в КНР, а зимой Россия начала регулярные поставки по новому сухопутному зерновому коридору Россия — Китай через Забайкальск.
На а площадке ВЭФ-2025 подписали соглашение, что на территории Забайкальского зернового терминала появятся транспортно-логистический центр и контейнерный терминал.
