В ноябре текущего года зафиксировано заметное снижение объемов морских поставок российской нефти за рубеж. Согласно данным, представленным в свежем обзоре Центра ценовых индексов, общий спад составил 11,5 процента по сравнению с показателями предыдущего месяца, достигнув уровня 416 тысяч тонн в сутки. Аналитики отмечают, что, несмотря на отрицательную динамику, текущие объемы все еще находятся в пределах средних значений для 2025 года.
Наиболее существенное сокращение отгрузок произошло в порту Новороссийска, где показатели упали более чем на 40 процентов. Главной причиной стал инцидент в конце ноября, в результате которого было повреждено выносное причальное устройство, что привело к временной остановке операций на терминале Каспийского трубопроводного консорциума. На восточном направлении, в порту Козьмино, также отмечено небольшое снижение экспорта, большая часть которого традиционно направляется в Китай, тогда как балтийские порты, напротив, продемонстрировали рост.
Эксперты связывают сложившуюся ситуацию не только с техническими проблемами, но и с общим состоянием рынка, где предложение сейчас превышает спрос. Впервые за последние десять недель наблюдается удешевление стоимости морских перевозок из большинства российских портов. Динамика ставок фрахта корректируется вниз, что делает транспортировку сырья несколько дешевле для отправителей на основных направлениях.
Исключением из общей картины стала Турция, где стоимость доставки выросла из-за так называемой премии за риск. Участники рынка опасаются работать в условиях ужесточения санкционного давления со стороны США, а греческие судовладельцы сокращают свободный тоннаж для перевозки российского сырья. На этом фоне импорт нефти в турецкие порты в конце осени опустился до минимальных значений за последние семь месяцев.
Тем не менее, ключевые покупатели отечественных энергоресурсов, включая Индию и Китай, не планируют сворачивать сотрудничество. Они продолжают находить способы обхода ограничений, пользуясь увеличением дисконта на российскую нефть марки Urals, который к началу зимы вновь расширился. Специалисты прогнозируют, что по мере адаптации логистических цепочек к новым условиям объемы морского экспорта начнут восстанавливаться.
