← Таможня и ВЭД

ЕЭС: Подготовка к главной "схватке"

ЕЭС - новый геополитический проект Кремля - должен стартовать с 1 января 2015 года. В течение 2013 года параллельно с работой над договором о создании ЕЭС страны "тройки" пытались устранить существующие изъятия и барьеры в торговле между собой. Ведь партнеры по "тройке" договорились, что новое экономическое образование должно стартовать без барьеров и ограничений. Но справиться с этой "адской работой", как образно выразился белорусский премьер Михаил Мясникович, не удалось.

В начале сентября 2013 года перечень изъятий и ограничений в "тройке" включал 578 пунктов. Правда, как отмечал председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко, около половины из них "уже лежат в повестке дня с точки зрения определения формата, времени их устранения".
Даже если это и так, то все равно список слишком огромен, чтобы надеяться, что он каким-то образом исчезнет к 1 января 2015 года.
Некоторые из барьеров связаны с тем, что пока не истекли переходные периоды для стран в рамках договоренностей по созданию ЕЭП. Но есть и серьезные ограничения. В частности, в рамках "тройки" до сих пор не выстроена единая система оборота алкогольной продукции, а также торговли медицинскими препаратами, лекарственными средствами и т. д.
Более того, в последнее время в "тройке" стали появляться новые торговые барьеры. В конце 2012 года Правительство РФ приняло постановление № 1432, которое, по словам первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, "фактически закрыло" российский рынок для белорусских производителей сельхозтехники. Этим документом Правительство РФ стало предоставлять субсидии не фермерам (которые могли свободно покупать технику на рынке ЕЭП, в том числе и белорусскую), а российским производителям. Как следствие, продажи белорусской сельхозтехники на российском рынке упали. Такое решение было принято в ответ на то, что Беларусь не впускает российскую сельхозтехнику на свой рынок.
"Шишки" есть, а "пышек" нет
В 2013 году стало очевидно, что интеграционный энтузиазм официального Минска начал иссякать. Если в первые два года функционирования Таможенного союза взаимная торговля стран "тройки" ежегодно росла примерно на 30%, то в 2012 году, в первый год работы ЕЭП, темп увеличения взаимной торговли составил всего 8,7%, а в 2013 году ситуация усугубилась:
в январе - октябре 2013 года внешняя торговля в ТС упала на 1%, а внутренняя - на 6,3%.
К тому времени Беларусь практически исчерпала бонусы, полученные 3 года назад на старте Таможенного союза и затем при запуске его второго этапа- ЕЭП, в первую очередь это льготные цены на газ и более выгодные условия поставок нефти.
Постепенное углубление интеграции в ЕЭП, а также вступление России в ВТО усилили конкуренцию на ключевом для Беларуси рынке - российском. В июне на заседании Совмина министр экономики Николай Снопков обозначил проблему вытеснения с российского рынка белорусских производителей седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, сельхозмашин, продовольствия.
Хотя, надо признать, первый год членства России в ВТО с точки зрения последствий для экономики Беларуси был наименее болезненным: степень защиты внутреннего рынка не претерпела кардинальных изменений, так как 90% импортных пошлин для Беларуси сохранилось на прежнем уровне. Но с каждым годом эффект вступления России в ВТО будет все более ощутимым для белорусской экономики.
Однако на фоне заметного снижения спроса и падения экспорта на российском рынке многие белорусские чиновники готовы были видеть причины своих проблем во вступлении России в ВТО. "Мы уже в полной мере хлебнули негативных моментов, оказавшись по факту в ВТО, поскольку мы находимся в Таможенном союзе", - заметил первый вице-премьер Беларуси В. Семашко на встрече с А. Лукашенко весной 2013 года.
Вслед за негативными тенденциями для Беларуси стала меняться и интеграционная риторика белорусских властей.
А. Лукашенко еще в начале 2013 года заявил, что Беларусь и Казахстан не готовы к радикальному ускорению интеграции с Россией. "Может быть, России хотелось бы более быстрых, может, радикальных шагов. Но ни Казахстан, ни Беларусь не пойдут на это с бухты-барахты", - подчеркнул А. Лукашенко.
А в июне 2013 года белорусский премьер М. Мясникович вообще усомнился в том, что "тройка" сможет до 1 января 2015 года договориться по всем принципиальным подходам создания ЕЭС. Свои сомнения он пояснил тем, что в странах "тройки" совершенно разные подходы в отношении глубины интеграции, сроков создания единой железнодорожной корпорации, единой энергосистемы, визовой, миграционной системы, валютного контроля и т. д.
Как образно заметил В. Семашко, от евразийской интеграции белорусская экономика "шишки" уже получила, а "пышек" пока не видит.
Цена вопроса
Однако ближе к концу 2013 года официальный Минск неожиданно изменил тон и свою позицию в отношении интеграционного проекта. Это случилось после того, как белорусское руководство увидело для себя в ЕЭС новый шанс. Оказалось, не все потеряно: "подарки" можно получить и на финишном этапе интеграционного объединения - создания ЕЭС.
Ожидаемые новые бонусы - это объем экспортных пошлин на нефтепродукты, которые сейчас Беларусь перечисляет в российский бюджет. Цена этого вопроса для страны - 3-4 млрд. USD. Именно эту сумму (если не всю, то максимально возможную) Беларусь надеется получить уже скоро.
Конечно, Минск хотел бы перенаправить эти пошлины в свой бюджет уже с 2014 года. Не случайно тема изъятий из договорной базы Евразийского экономического союза, и прежде всего экспортных пошлин на нефтепродукты, была ключевой на октябрьском саммите в Минске.
Однако, вопреки ожиданиям официального Минска, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам саммита вынужден был признать, что пока "тройка" не договорилась об изъятиях в рамках ЕЭС.
В результате долгих споров от формулы "как правило, без изъятий и ограничений с 1 января 2015 года" "тройка" решила отойти, согласившись таким образом, что с чистого листа ЕЭС стартовать не сможет. Стороны договорились к марту 2014 года представить перечень изъятий, по которым будут введены переходные периоды, а также и сроки, когда эти изъятия перестанут действовать.
Уже известно, что Договор о создании и функционировании ЕЭС будет состоять из двух частей - учредительной и экономической. В первой будут расписаны все институты ЕЭС, определены их права и функции. Экономическая часть документа будет касаться вопросов, связанных с переходными периодами для отдельных барьеров.
При этом некоторые изъятия, как отметил И. Шувалов, "останутся навсегда". Какие это изъятия, неизвестно. Было лишь сказано, что казахстанская сторона не согласна с предложениями по ряду позиций, в частности в сфере банковских, страховых и финансовых услуг. Казахстан опасается, что если с 1 января 2015 года в "тройке" заработает свободный рынок, то страна проиграет конкуренцию российским компаниям. Чтобы убрать такие изъятия, потребуется переходный период - как минимум несколько лет.
При этом Россия пообещала Беларуси отменить пошлины на нефтепродукты, но взамен на отмену с ее стороны всех торговых барьеров и изъятий в ЕЭС.
Поэтому белорусская сторона цепко ухватилась за идею ликвидации любых барьеров и изъятий в ЕЭС, надеясь взять реванш в 2015 году.
Как ни удивительно, но самым ярым сторонником скорейшей ликвидации всех изъятий в ЕЭП теперь является белорусское руководство (пока в основном на словах).
"Беларусь, и я сегодня об этом заявил, готова работать без изъятий и ограничений. Да, это усиление конкуренции в отдельных секторах. Но если мы от своих партнеров требуем и просим, чтобы этих изъятий не было, то мы должны делать соответствующие шаги", - заявил А. Лукашенко 24 октября на пресс-конференции по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Минске.
Более того, как заявил А. Лукашенко, белорусская сторона не намерена требовать, "чтобы был некий промежуток времени, адаптации по тем или иным вопросам". "Мы в самые сжатые сроки примем решение, которое будет устраивать и Российскую Федерацию, и наших друзей в Казахстане, и Беларусь", - подчеркнул он.
Мотивация такой особой активности сейчас, как и при создании ЕЭС, абсолютно одинаковая: желание получить столь нужную валюту, на этот раз - избавившись от экспортной пошлины на нефтепродукты.
"Путин пообещал с 1 января 2014 года убрать все изъятия. В противном случае мы в Таможенный союз никого не затянем", - констатировал А. Лукашенко.
Торг впереди
Так что 2014 год будет не просто кульминационным, но и в какой-то степени судьбоносным для нового на постсоветском пространстве интеграционного объединения.
К 1 мая 2014 года страны таможенной "тройки" договорились подготовить проект договора о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС), чтобы успеть в оставшееся до конца года время согласовать и ратифицировать этот стратегический документ.
Ведь время старта ЕЭС уже объявлено - 1 января 2015 года. И понятно, что Москва предпримет все возможные усилия, чтобы этот старт не сорвался.
Финиширует ли этот важнейший для Кремля геополитический проект без сюрпризов, во многом будет зависеть от финансовой лояльности Москвы к своему союзнику и от той цены, которую он готов заплатить за него на новом этапе.
Исторический экскурс
Документы о создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана были подписаны в Минске 27 ноября 2009 года.
Второй этап интеграционного объединения должен был стартовать с 1 июля 2010 года - после подписания Таможенного кодекса, что означало создание единой таможенной территории ТС. Однако А. Лукашенко оттягивал подписание Таможенного кодекса, пытаясь добиться от РФ принципиального для Беларуси решения - отмены таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.
В результате между Россией и Казахстаном Таможенный кодекс начал действовать 1 июля 2010 года. А Таможенный кодекс ТС в рамках "тройки", включая Беларусь, заработал с 6 июля 2010 года.
Одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса ТС Россия пообещала снять для Беларуси таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты, если она подпишет и ратифицирует весь пакет документов по созданию очередного этапа интеграционного объединения - Единого экономического пространства (ЕЭП).
Такой стимул заставил белорусскую сторону поторопиться. Она первой в "тройке" в конце 2010 года ратифицировала пакет соглашений по ЕЭП и получила желанный "пряник": пошлины на нефть и нефтепродукты для Беларуси были сняты автоматически (до того, как документы по ЕЭП подписали и ратифицировали Россия и Казахстан).
Поскольку Беларусь получила за интеграцию хорошие энергетические бонусы от РФ, странам "тройки" не составило труда объявить с 1 января 2012 года о завершении очередного этапа интеграционного проекта - создании Единого экономического пространства.
Вслед за этим инициаторы "тройки" заявили, что стратегическая цель интеграции- создание Евразийского экономического союза (ЕЭС).
Декларацию о Евразийской экономической интеграции президенты "тройки" подписали 18 ноября 2011 года. Спустя год, 19 декабря 2012 года, на встрече в Москве президенты стран  "тройки" поручили своим правительствам разработать к 1 мая 2013 года план создания ЕЭС.
Дорожная карта нового союза уже расписана: в марте 2014 года страны "тройки" проведут внутригосударственное согласование проекта договора, после чего в апреле он будет вынесен для одобрения на заседание Совета ЕЭК. Затем, в мае 2014 года, документ будет представлен на подпись президентам Беларуси, России и Казахстана.
Время с июня по декабрь 2014 года отводится на проведение ратификационных процедур - с тем чтобы с 1 января 2015 года Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу.
Очевидно, что "тройка" явно спешит завершить формальные процедуры по подписанию договора о создании ЕЭК, хотя в ЕЭП еще полноценно не заработали базовые принципы: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Фото: prodengi.kz
Белорусы и рынок