В Москве при поддержке ФТС России состоялся круглый стол на тему "Вопросы таможенного контроля после выпуска товаров". Собравшимся подробно рассказали о проводимой работе по внесению изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, направленных на унификацию законодательства трех государств, о таможенных проверках, о таможенном контроле после выпуска товаров как неотъемлемой части системы таможенного контроля, об использовании результатов применения Системы Управления Рисками (СУР), категорировании участников ВЭД и других не менее интересных темах.
В фокусе обсуждения на мероприятии также были темы по взаимодействию с правоохранительными и иными контролирующими органами, по развитию взаимодействия государств-членов ТС при проведении таможенного контроля после выпуска товаров и другие. В работе Круглого стола приняли участие руководители и ведущие специалисты профильных департаментов ФТС России, выступили представители бизнеса.
Как ФТС уберегает участников ВЭД от проблем с ФНС
С основным докладом выступил Начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев, рассказавший собравшимся о некоторых аспектах таможенного контроля после выпуска товаров.
"Являясь неотделимой составной частью таможенного контроля в целом,
таможенный контроль после выпуска сегодня стал одним из основных направлений деятельности ФТС.
Это направление закреплено в стратегии развития таможенной службы до 2020 года и в плане мероприятий совершенствования таможенного администрирования. Его развитие обусловлено необходимостью смещения акцентов таможенного администрирования с этапа декларирования и выпуска товара на этап после выпуска товара, а также повышения эффективности в области борьбы с "серыми" схемами, фирмами-однодневками, уклонением от уплаты таможенных платежей, налогов и иных сборов",- сообщил Селезнев.
Добросовестные участники ВЭД, могут вздохнуть с облегчением. Со слов Селезнева, в отношении товаров, поступающих в адрес участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, упрощается применение таможенных процедур и сокращается время операций. Это реализуется за счет неприменения таких мер по минимизации рисков, как таможенный досмотр товаров и принятие структурными подразделениями таможни решений при проверки таможенных деклараций. Иные меры по минимизации рисков применяются на основании генератора случайных чисел в отношении конкретной декларации или поставки по какому-либо контракту.
На то и щука в озере, чтоб карась не дремал:
Правда, стоит отметить, что к категории низкого риска ФТС относит лишь 3% от общего числа участников ВЭД, в свою очередь, эти три процента обеспечивают 50% от общей суммы перечисленных в бюджет таможенных платежей (при импорте).
Уже функционирует система профилактических проверок. Со слов Селезнева, с целью исключения субъективного подхода при выборе объектов проверок в секторе лиц с низким уровнем риска нарушения, автоматизирован расчет показателей деятельности участников ВЭД. Формирование отчетных форм по результатам мониторинга происходит с использованием КПС "Постконтроль". Должностными лицами Управления проводится регулярный мониторинг за показателями таможенного декларирования товаров участников ВЭД с низким уровнем риска и в случае выявления фактов снижения уровня взимаемых таможенных платежей, проводится детальный анализ причин отклонения от этих показателей и, скорее всего, участника ВЭД ожидает таможенная проверка. По мнению Селезнева, добросовестным участникам ВЭД это идет только на пользу, не ФТС, так налоговая прижмет, а тут и бизнес внимательнее будет, и бюджет наполнится.
Электронная камеральная таможенная проверка, как новый тренд ФТС
В связи с тем, что, согласно руководящим документам ФТС уже должно перейти на стопроцентное электронное декларирование, контроль после выпуска в формате выездных камеральных проверок тоже потихоньку эволюционирует.
"На базе двух региональных управлений мы провели пилотные проекты. Они были реализованы на крупных промышленных производственных предприятиях Урала и Приволжья, как среди экспортеров, так и импортеров. Электронный обмен по "белому сектору" сократил время проведения камеральных проверок в 8 раз. Есть необходимость доработки порталов, но это лишь один из этапов, куда мы будем эволюционировать в контроле после выпуска товаров. Если нет необходимости приезжать и создавать административные барьеры, мы можем обменяться в электронном формате через интернет"-, сообщил Селезнев
"Стукачи" по контракту
Основанием для проведения контроля после выпуска товаров иностранного производства является собственная аналитика ФТС, информация иных контролирующих органов, а также сигналы СМИ и бизнес-сообщества.
По показателям ФТС,
за последние два года доля таможенных проверок у лиц, производящих оптово-розничную торговлю товарами иностранного производства, составляет 6%.
У ФТС есть определенный алгоритм с задействованием потенциала правоохранительного блока таможенных служб и механизма СУР по выявлению и пресечению незаконных схем, используемых недобросовестными лицами. Кроме того, активно используются информационные ресурсы у ассоциаций и бизнес-сообществ. Интересно, что предоставление информации ведется в рамках заключенных с ФТС соглашений по сотрудничеству и информационному обмену.
"На сегодняшний день уже имеется пример эффективного взаимодействия Главного управления с бизнес-сообществом. По материалам, которые мы получили от бизнеса, были проведены крупные и эффективные проверки по таким брендам, как Samsung, Apple и ряду других. И что характерно, обозначались конкретные точечные объекты в каком-то одном из регионов, при этом мы прекрасно понимаем, что аналогичная продукция с криминальной точки зрения, могла быть реализована в любом регионе РФ. Мы делали комплексный подход, от Калининграда до Дальнего Востока был проведен анализ и эти мероприятия проводились непосредственно во всех региональных таможенных управлениях. Бизнес должен понимать, что наша деятельность носит системный характер",- заявил Селезнев.
Проверка - это только начало длинного пути
Показатели экономической эффективности таможенных проверок в отношении товаров, находящихся в обороте на территории РФ, свидетельствуют о том, что они не могут быть исключительно нацелены на пополнение доходной части бюджета, такие проверки направлены, как на пресечение деятельности по реализации незаконно ввезенных товаров, так и на стимулирование законности их ввоза. Полученный результат, по мнению таможенников, латентно влияет на собираемость таможенных платежей на этапе декларирования.
Контроль участников ВЭД стоит на трех китах: это таможенный контроль при выпуске товаров, СУР и подразделения таможенного контроля после выпуска товаров.
Взыскать с провинившегося средства и завести административное или уголовное дело ФТС уже не достаточно.
"Мы вскрываем только верхушку айсберга, когда где-то в конкретной точке реализовывался незаконный товар. Но он не материализовался из воздуха, он был когда-то ввезен. Полученная информация с использованием СУР должна передаваться на все регионы, это должно пресекаться в комплексе. Все должно быть закольцовано, вплоть до того, что потом будут задаваться непростые вопросы тому таможенному органу, который осуществлял оформление этого выпуска. Результаты проверки - это не самоцель и не конечная точка, это только начало другого длинного пути, который запускает целый механизм контроля",- отметил Валерий Селезнев.
Как должны проводиться проверки
О таможенной проверке, как основной форме таможенного контроля после выпуска товаров и о решениях, принимаемых по ее результатам, рассказала и.о. начальника отдела ГУТКПВТ ФТС Светлана Арбекова. Тут нужно отметить, что данные аксиомы, приведенные Арбековой, в реальной жизни зачастую, мягко говоря, не исполняются, а иногда так и вовсе смахивают на произвол.
Таможенная проверка проводится исключительно подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, координирует данные действия Главное управление.
Таможенные проверки могут проводиться в двух формах: камеральная и выездная таможенные проверки. Камеральная таможенная проверка - не имеет сроков по ограничению проведения, но не может превышать три года с момента выпуска товара. Проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки)
У выездной таможенной проверки есть свои особенности, она проводится по месту нахождения проверяемого лица или по месту фактического осуществления коммерческой деятельности организации. Срок проведения подобной проверки ограничен 2 месяцами, но он может быть продлен на один месяц с соответствующим обоснованием для назначения экспертизы. Общий же срок выездной таможенной проверки не может превышать один год.
Выездная таможенная проверка бывает трех видов: плановая, внеплановая, встречная.
Плановая проверка проводится на основании планов, разрабатываемых ФТС и проводится не чаще 1 разав год в отношении одного и того же лица. Проверяемое лицо уведомляется о проверке за 15 дней до ее проведения.
Внеплановая проверка основывается на данных, полученных в результате аналитической работы ФТС с учетом информации, полученной из других органов государственного контроля. ( Основания для назначения - пункт 4 статьи 132 ТК ТС - ред.).
Встречная проверка всегда является внеплановой. Необходимость такой проверки возникает на внутреннем рынке, когда необходимо подтвердить законность ввоза.
Результаты таможенной проверки оформляются актом проверки, составляемом в двух экземплярах, один из которых остается у ФТС, другой - у проверяемого лица.
Бизнес хочет знать
Интересы бизнеса в этот день представлял Президент ООО "ДЛК" Владимир Кудрявцев, поделившийся мнением о практических предложениях по взаимодействию с добросовестными участниками ВЭД.
Кудрявцев отметил, что в эффективности работы Главного управления, возглавляемого Валерием Селезневым, прежде всего заинтересованы добросовестные участники ВЭД и таможенные представители, оформляющие их товары. В результате успешных проверок с рынка уходят лишь недобросовестные конкуренты.
По мнению Кудрявцева,
практика применения СУР приводит к большим финансовым затратам добросовестных участников ВЭД.
В качестве примера Кудрявцев привел случай из своей практики. При оформлении крупного поставщика электронной техники на российский рынок, работающего более 10 лет, возникает проблема. При каждой поставке товара, "выскакивает" риск по таможенной стоимости, это происходит вследствие того, что у поставщика - крупные прямые и многолетние контракты с зарубежными компаниями, в результате чего он получает преференции по цене. При каждой поставке инспектор выносит решение об условной корректировке таможенной стоимости, на депозит таможни вносятся средства и дается 30 суток для предоставления документов, подтверждающих заявленную стоимость товара (запрашиваемое количество документов варьируется от 5 до 36 в зависимости от настроения инспектора), в результате деньги "зависают" на счете до полугода. С данной проблемой сталкиваются многие крупные участники ВЭД, работающие на российском рынке. По мнению Кудрявцева, решить данный вопрос можно с помощью камеральной проверки и на основании полученных данных вносить корректировки в СУР.
Еще одно предложение бизнеса, - дать возможность доступа таможенным представителям к данным, касающимся недобросовестных участников рынка. На данный момент эту информацию у таможенных органов получить невозможно. По мнению Кудрявцева, это могло бы значительно снизить риски таможенных представителей.
Фото: biznes33.ru