← Коммерческий транспорт

Восьмой в "большой семерке"

У КАМАЗа на сегодня есть все задатки для того, чтобы пополнить так называемую "большую семерку" производителей грузовых автомобилей, известных на весь мир. Осенью 2013 года на заводе стартовало производство седельного тягача нового поколения КАМАЗ-5490. Но это лишь первая ласточка нового обширного семейства, более подробно о котором журналу "Грузовой транспорт и спецтехника" рассказал ведущий инженер-конструктор проекта "Перспективные автомобили КАМАЗ" Габидуллин Рамис Рафисович. Планы завода более чем грандиозные!

Семейства по возрастающей
Новый модельный ряд автомобилей КАМАЗ будет разделен на несколько основных семейств. Младшее из них - среднетоннажные автомобили (для удобства обозначения назовем их СА). СА подразделяются на три подсемейства по осевым нагрузкам. Это последователи существующего среднетоннажного семейства "4308" полной массой 12 тонн с колесной формулой 4х2. За ними идут наследники более тяжелого подсемейства "5308" с несколькими вариантами колесных формул (4х2 полной массой 16 тонн и 6х2 с задней подъемной осью, полной массой 22 тонны). Будет еще и более легкое семейство типа "4307" грузоподъемностью 5,5 тонн и полной массой до 9 тонн. Класс среднетоннажных автомобилей полной массой менее 12 тонн пользуется определенными привилегиями. В частности, на территории Москвы и Московской области для подобных автомобилей существует особый режим движения с меньшими ограничениями. Все среднетоннажные автомобили будут оснащаться задней пневматической подвеской, а для "4307" и "4308" будет предусмотрена и рессорная.
Остальные семейства относятся к тяжелому классу грузовиков, основанием для деления их на семейства будут служить осевые нагрузки и предназначение.
Наиболее обширным будет семейство магистральных автомобилей (МА), предназначенных для широкого спектра перевозок на дорогах общего пользования с допустимыми осевыми нагрузками. Сюда войдут автомобили для международных и региональных перевозок. Родственное им семейство тяжелых транспортных автомобилей (ТТА) выступает в качестве шасси под строительные, коммунальные, уборочные надстройки. Специфика МА и ТТА автомобилей заключается в том, что они максимально унифицированы между собой, используют одну компонентную базу, а отличаются лишь типом кабины и насыщенностью электронных систем (комплектацией). Когда в серию пойдут новые кабины оригинальной конструкции (о которых мы расскажем отдельно), магистральные автомобили будут предлагаться с ровным полом кабины и более мощными двигателями.
Для работы на стройплощадках, технологических дорогах и в карьерах, где нет ограничений по нагрузке на ось, предназначено семейство тяжелых автомобилей (ТА). По сути, это дальнейшее развитие семейства "6520". Опытный образец компания представила на выставке ComTrans"13 - это полноприводный самосвал КАМАЗ-65802 с кабиной Аксор и кузовом полукруглого сечения.
Особняком от перечисленных выше стоит семейство полноприводных автомобилей с односкатной ошиновкой (ПА). Оно будет частично перекликаться с тяжелым и транспортным семействами, примером чему может послужить будущий аналог модели КАМАЗ-65222 с полным приводом и односкатной ошиновкой из семейства ТА.
На выставке ComTrans"13 на перспективных образцах продукции указывались не стандартные отраслевые индексы (типа 65206, 65802), а более понятные для потребителей обозначения из сочетаний букв и цифр. Литеры указывают на семейство автомобилей: "М" - магистральные автомобили, "Т" - транспортные, "К" - тяжелые, "С" - среднетоннажные". Сочетание цифр указывают полную массу автомобиля в тоннах и мощность двигателя в лошадиных силах, мощность указана без последнего знака. Следует учесть, что это еще не окончательные обозначения.
Варианты новых кабин
Первенец нового семейства, седельный тягач КАМАЗ-5490, оснащается кабиной типа Мерседес-Бенц Аксор. Но кабина "Мерседес" не единственная планируемая к установке на новое семейство. Откроем вам большой секрет: КАМАЗ активно работает над собственной кабиной, разработка которой по техзаданию завода велась в известном корейском инжиниринговом центре. Новинка будет представлена в нескольких исполнениях, отличающихся шириной, высотой и количеством спальных мест. Вообще, говоря о новой кабине, трудно назвать конкретное число ее возможных исполнений, так как она представляет из себя модульную конструкцию, где из конечного набора унифицированных элементов можно получить различные готовые варианты. К примеру, по такому же модульному принципу реализована новейшая гамма кабин компании "Мерседес-Бенц", предлагающая свыше 30 комбинаций, набираемых из готовых элементов. Наши кабины реализованы по тому же принципу, но с меньшим числом вариаций и более прагматичным подходом.
Помимо названных вариантов в перспективе рассматривается возможность создания каркасно-панельной кабины для специальных автомобилей. Это смещенная вперед и вниз кабина для коммунальной техники и крановых шасси. Для пожарных, МЧС и армии будет актуальна двухрядная кабина. Еще одна разновидность каркасно-панельной кабины - специализированные варианты для армии и силовых структур с возможностью бронирования.
Компонентная база нового КАМАЗа
Техническая составляющая нового поколения грузовых автомобилей КАМАЗ будет сильно зависеть от семейства, предназначения и комплектации машины, определяемой покупателем в каждом конкретном случае. И все же, некоторые усредненные данные мы можем назвать.
Силовой агрегат. Применительно к новому поколению грузовиков КАМАЗ планирует сохранить свой дизельный мотор V8, доведя его до норм "Евро-5". На выставке ComTrans"13 опытный образец такого силового агрегата был представлен с одним турбокомпрессором и каталитической системой нейтрализации отработавших газов. Технология рециркуляции ОГ в расчет не берется, так как она не лучшим образом зарекомендовала себя в российских условиях эксплуатации. Объем двигателя сохранится, а диапазон мощности составит от 360 до 500 л. с. с шагом в 40-50 л. с. Также ведутся работы над рядным 6-цилиндровым двигателем собственной разработки с привлечением ведущих инжиниринговых компаний.
Одна из самых свежих новостей, пришедших с КАМАЗа, гласит, что всемирно известный концерн Liebherr совместно со специалистами из Набережных Челнов также в перспективе создадут семейство двигателей для грузовых автомобилей.
Касаемо коробок передач, завод планирует полностью перейти на продукцию ZF, с которым есть совместное предприятие "ЦФ КАМА". Типаж коробок уже примерно определен. Это агрегаты двух семейств, производимых непосредственно на СП: Ecosplit и Ecomid.
У КАМАЗа хорошая школа по созданию раздаточных коробок, которые, вне всякого сомнения, пригодятся на автомобилях ТТА, ТА и ПА.
Ходовая часть. Относительно мостов: у КАМАЗа на сегодня нет собственных гипоидных мостов с осевой нагрузкой 10 и 11,5 тонн. Мосты с такой главной передачей необходимы, исходя из требований экономичности, стоимости и веса. Разработка с нуля гипоидных передач является очень наукоемкой и дорогой задачей, поэтому на заводе обращаются к уже существующим на рынке решениям. Так, на новинке модельного ряда, седельном тягаче КАМАЗ М1842 (5490), применяется вариант моста, рассчитанного на 11,5 тонн. На сегодня у завода есть договоренность с двумя производителями - это Daimler и DANA. В то же время, говоря о планетарных мостах для семейства ТА, чья полная масса не позволяет им эксплуатироваться на дорогах общего пользования, КАМАЗ будет развивать собственные агрегаты. На сегодня для тяжелого семейства есть два варианта мостов: собственные и болгарские Madara.
По подвескам: на автомобилях нового семейства для дорог общего пользования планируется устанавливать пневмоподвеску, в том числе и для тандемных мостов. Такой вариант был реализован на перспективном седельном тягаче КАМАЗ Т2642 (65206), представленном на ComTrans"2013. Кроме пневматической подвески была разработана новая рессорная подвеска для дорог общего пользования. Принципиально ее конструкция от серийных отличается тем, что между рессорами и ведущими мостами находятся резинометаллические подушки. В эксплуатации такая подвеска отлично себя зарекомендовала своей бесшумностью и повышенной плавностью хода. В передней подвеске будут применяться серийные оси и малолистовые рессоры.
О востребованности нового поколения
Как вы уже поняли из приведенной выше информации, в ближайшие годы на КАМАЗе состоится грандиозное по своим масштабам событие: переход на выпуск автомобилей нового поколения. Разумеется, это требует невероятных финансовых вложений, глубокой модернизации производства и серьезных физических усилий. Но потенциальный покупатель задумывается о подобных вопросах в последнюю очередь. Для него главное - остановить свой выбор на оптимальном с его точки зрения товаре, с привлекательным соотношением цены и качества.
Новое поколение грузовых автомобилей КАМАЗ, вне всякого сомнения, окажется дороже нынешнего. Собственно, разницу в цене мы можем наблюдать между седельными тягачами двух поколений: моделями КАМАЗ-5460 и КАМАЗ Т1842 (5490). Представители завода дистанцируются от ближайшего по цене европейского аналога, "Ивеко", на 10-15%. Соответственно, остальные машины большой европейской семерки еще дороже по отношению к новым КАМАЗам. В пользу отечественного продукта выступает и именитая компонентная база машин нового поколения.
Хотелось бы отметить еще одно обстоятельство. Практика мирового автопрома показывает, что в некоторых случаях закупка деталей даже у именитых западных производителей может оказаться дешевле и, соответственно, выгоднее собственного производства. Это особенно актуально для оригинальных комплектующих, требующихся в небольших масштабах. Или же товар оказывается существенно более выгодным при закупке его в большом объеме. То есть, если автопроизводителю не хватает компетенции и ресурсов для разработки и выпуска соответствующей продукции, быстрее и эффективнее закупить ее у партнеров.
Всё упирается в экономическую целесообразность: если мосты производить в Челнах окажется дороже, чем закупать, они определенно будут приобретаться у партнеров. То же самое можно сказать и об организации здесь производства импортных компонентов. Это имеет смысл делать лишь при больших объемах производства.
В заключение хотелось бы отметить, что, если конструкторский отдел уже составил для себя представление о новом поколении грузовых автомобилей, то во всем, что связано с организацией производства новинок, основная работа еще только предстоит. Конструкторские работы по проектированию автомобилей являются одними из первых в общей цепочке создания продукта, налаживания производства и выпуска продукции, эксплуатации, обслуживания и утилизации в конце жизненного цикла. Завод и всех его сотрудников ждет огромная работа, в том числе и по переосмыслению взглядов и подходов к производству.
Фото:  Сергей Ухов
Грузовой транспорт и спецтехника