← Топливо, масла и автохимия

Цены на бензин начали расти

Цены на бензин, чудесным образом не менявшиеся с начала 2015 года, начали расти. Специалисты объясняют это удорожанием топлива на оптовом рынке, вызванным дефицитом бензина на Дальнем Востоке, и ростом налоговой нагрузки на нефтегазовые компании. Но настоящие потрясения, видимо, еще впереди. Налоговый маневр, из-за которого должны вырасти цены на топливо, еще только набирает обороты. В то же время правительство отказалось продлевать действие "Евро-4" на 2016 год, как того просили нефтяные компании, не готовые к переходу на "Евро-5".

По данным официальной статистики Петростата, бензин в Петербурге начал дорожать в конце мая. С 25 мая по 1 июня средняя стоимость всех видов бензина подросла с 33,95 до 34 рублей за литр, в первую неделю июня цена топлива увеличилась еще на 3 копейки. Аи-92 за эти периоды подорожал с 32,65 до 32,75 рубля, марки Аи-95 и Аи-98 - с 36,09 до 36,12. Средняя цена на дизельное топливо в последний месяц не менялась и составляет 34,62 рубля.
Гораздо более презентабельна статистика цен самих автозаправочных станций Петербурга, которую они предоставляют информационному агентству "Аи92". По его данным, за последний месяц на заправках "Газпромнефти" подняли цену Аи-95 в зависимости от местоположения на 20-45 копеек, на заправках Shell - на 10-50 копеек, на станциях ПТК - на 10-20 копеек. Примерно так же подорожал бензин Аи-92 на АЗС этих компаний. Стоимость литра 98-го бензина за месяц выросла только на заправках "Газпромнефти" - на сумму от 15 до 40 копеек.
Повышению розничных цен предшествовал их рост на оптовом рынке. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость тонны бензина "Регуляр-92" в Европейской части России, куда входит Северо-Западный округ, с начала мая по 16 июня выросла на 14%, с 33 тыс. до 37,6 тыс. рублей, тонны "Премиум-95" - на 15%, с 34,4 тыс. до 39,5 тыс. рублей.  Аналогичным образом выросли национальные индексы топливных цен биржи.
Как сообщил "Фонтанке" источник на топливном рынке, рост оптовых цен связан с тем, что "Роснефть" резко повысила объемы покупки бензина для своих АЗС (в добавок к бензину своего собственного производства), в частности для Дальнего Востока, где в мае 2015 года образовался дефицит топлива. Он привел к тому, что 24 мая Аи-92 продавали по 38 рублей, Аи-95 - по 39,9. Сейчас "Роснефть" строит на Дальнем Востоке завод мощностью 30 млн тонн топлива в год для своей Восточной нефтехимической компании, однако его первая очередь откроется только в 2020 году.
"В прошлом году компания аналогичным образом начала формировать свои запасы, но стала это делать в конце июля. В нынешнем году - раньше. Возможно, из-за планов ряда НПЗ закрыться на профилактику", - сказал он.
Другой собеседник "Фонтанки" в крупной нефтедобывающей компании пояснил, что розничное подразделение в Петербурге вынуждено регулировать свои цены на АЗС в соответствии с отпускными на нефтеперерабатывающих заводах, которые сопоставимы с биржевыми. "При этом маржинальность крайне низкая. Зарабатываем очень мало", - сказал он.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша склонен рассматривать ситуацию шире. Как он сообщил "Фонтанке", рост цен на оптовом рынке связан с совокупностью обстоятельств. Во-первых, говорит он, ежегодно растет налоговая нагрузка на нефтяные компании. Во-вторых, по-прежнему растет инфляция. Например, за январь - апрель инфляция в России составила 7,9% (за этот же период прошлого года - 3,2%). В апреле показатель годовой инфляции составил 16,4%. По последнему прогнозу Центробанка, по итогам 2015 года средний рост цен на товары и услуги составит 10,8%, хотя еще в марте Банк России прогнозировал ее на уровне 12-14%.
"В результате этих явлений после майских праздников цены пошли вверх. Их подтолкнуло увеличение экспорта бензина и снижение объемов его производства, которые сначала сильно выросли в январе, а затем стали падать на фоне пополнения запасов и снижения спроса на бензин, - сказал Аркуша. - Что касается спроса на бензин, он упал во всей стране из-за экономической ситуации. Упали объемы перевозок, автомобилей стало меньше, мы это видим по объемам торговли".
Первую половину 2015 года топливный рынок пережил значительно лучше, чем ожидалось, в то же время считает глава РТС. С одной стороны, бензин стал едва ли не единственным товаром широкого потребления, который с начала 2015 года не подорожал. Более того, его цена даже не достигла сегодня наивысших прошлогодних показателей, говорит он. С другой стороны, сейчас на рынке нет факторов для понижения цен. "К сожалению, есть факторы только для повышения. Но даже несмотря на них, розничные цены выросли незначительно", - считает он.
Весной 2015 года ожидалось начало сильного роста цен на АЗС в связи с введением с января "налогового маневра", предусматривающего поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые платят их покупатели из-за пределов России, с одновременным увеличением налоговых ставок на добычу полезных ископаемых, которые уплачивают нефтяные компании в нашей стране.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, например, прогнозировал рост цен на бензин на 10% по итогам 2015 года, а большинство других специалистов считали этот прогноз сильно заниженным.
Несмотря на эти опасения, налоговый маневр не заработал в полной мере. Если НДПИ с января по апрель вырос в среднем с 5,6 тыс. до 6,8 тыс. рублей за тонну нефти, то экспортные пошлины, наоборот, выросли. Правительство сначала уменьшило их в феврале со $ 170,2 до $ 112,9 и чуть-чуть в марте - еще до $ 105,8. Однако с 1 июня Минэкономразвития вновь повысило пошлину на экспорт нефти на $ 27,9, до $ 144,4. Кроме того, выросли пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов (с $ 55,9 до $ 69,3), товарного бензина (с $ 90,8 до $ 112,6), прямогонного бензина для нефтехимии (с $ 99 до $ 122,7).
Первые месяцы работы "налогового маневра" вызвали вопросы у тех, кто еще недавно был его ярым сторонником. Глава "Роснефти" Игорь Сечин в феврале 2015 года, отвечая на вопрос президента Владимира Путина о ходе построения НПЗ на Дальнем Востоке, сообщил, что "таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты сравниваются, это меняет экономику переработки". Президент напомнил Сечину, что в бытность его вице-премьером (с 2008-го по 2012 год) он придерживалсяпротивоположной точки зрения. "Когда вы работали в правительстве, вы были за налоговый маневр, как только в компанию перешли - против. Где настоящий Сечин - до или после?" - поинтересовался Путин.
Отметим, что "налоговый маневр" рассчитан на три года, и сейчас происходят лишь первые изменения в этой области.
В течение трех лет постепенно должны быть понижены экспортные пошлины в 1,7 раза, а нефтепродуктов - в 1,7 - 5 раз в зависимости от вида. Налог НДПИ на добычу нефти должен за этот период вырасти в 1,7 раза, на добычу газового конденсата - в 6,5 раза.
Поэтому вряд ли в будущем можно ожидать снижения цен. Наоборот, они, скорее всего, будут расти. В пользу этого говорит и то, что на днях чиновники на совещании с вице-премьером Аркадием Дворковичем отказались продлевать срок оборота топлива 4-го класса на еще один год (2016-й). Предполагается переход с ближайшего нового года на "Евро-5". Желание продлить срок 4-го класса еще недавно появилось у работников Минэнерго, поскольку "Роснефть" отложила ввод в действие части оборудования, необходимого для производства бензина "Евро-5" (в результате рынок недополучил бы бы 3,3 млн тонн топлива). Представитель "Роснефти" на совещании с Дворковичем пообещал, что компания сделает все возможное, чтобы не возник этот дефицит, и чиновники переход на "Евро-5" со следующего года оставили в силе.
Президент РТС Евгений Аркуша считает, что это обстоятельство станет причиной очередного роста цен на бензин.
Фото: auto.siteua.org
Фонтанка.ру