← Логистика, грузы

"Практически никаких изменений на логистическом рынке после введения системы "Платон" не произошло"

Так считает Ирина Новикова, руководитель департамента наземных перевозок компании GEFCO Россия. Тем не менее, признает она, стоимость автоперевозок выросла. В эксклюзивном интервью "АТИ-Медиа" представитель компании GEFCO Россия рассказала о том, удалось ли компании вовремя получить бортовые устройства "Платон", с какими сложностями пришлось столкнуться на этапе внедрения системы, а также спрогнозировала, что небольшая часть автомобильного грузопотока постепенно перейдет "на рельсы".

- Как вы относитесь к введению системы "Платон"? Отвечает ли, по-вашему,  она интересам транспортного сообщества и общества в целом?
- Давайте, сначала разберемся, что из себя представляет система "Платон". Это автоматизированная система по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование дорогами федерального значения, по сути,  аналог многих европейских систем, таких как Toll Collect (затем TOLL2GO) в Германии, Sky Toll в Словакии и т.д. По сути, ничего плохого сама система под собой не подразумевает, кроме как автоматический сбор платы за проезд по дорогам. Во всем цивилизованном мире собранные средства посредством таких систем идут на улучшение дорожной инфраструктуры и поддержание хорошего качества автодорог. Претензии у транспортного сообщества и общества в целом возникли к количеству всевозможных сборов, налогов и плат, к стоимости установленной изначально платы и размеру штрафов, а также к тому, как непосредственно вводилась эта система в действие: без предварительной подготовки, тестирования и достаточного информирования.
- Можете ли вы отметить какие-либо недостатки данной системы и того, каким образом она вводилась в РФ в сравнении с другими странами Европы и мира?
- Главная проблема с внедрением системы была в неподготовленности участников к ее введению, поскольку такое нововведение откладывалось несколько раз, то автовладельцы, наблюдая подготовку и видя несостоятельность  запуститься без проблем были уверены, что как минимум внедрение начнется с тестового периода, но никак не с очень высоких штрафов и жестких мер. Это по сути превратило начальный период в логистический коллапс с нехваткой транспорта, спекуляцией в тарифах и забастовок транспортников. Именно в этом и заключалась ошибка внедрения, запускать систему необходимо было с тестового периода, минимум в несколько месяцев, а в идеальном варианте, до одного года.
- Получили ли вы вовремя необходимое количество бортовых устройств?
- Да, компании практически накануне введения системы удалось получить бортовые устройства и вывести свой флот на маршруты с 15 ноября. Однако это было при условии, что компания зарегистрировала свой флот еще в начале октября. Многие наши зарегистрированные позднее партнеры смогли получить оборудование только в конце ноября - декабре 2015 года.
- Были ли у вашей компании технические и организационные сложности, связанные с началом работы системы "Платон"?
-  Сложности были у всех без исключения транспортных компаний - как относительно учета (двойное списание средств, не зачисленные средства и т.д.), так и в отсутствии каких-либо инструкций и дефицита информации со стороны оператора системы "РТ-Инвест транспортные системы".
- Насколько возросли затраты компании в связи с введением системы "Платон" и необходимостью оплачивать проезд по федеральным трассам? Удалось ли переложить возросшие затраты на грузовладельцев?
- Сразу после введения системы все транспортные тарифы на рынке возросли минимум от 6 до 30% по отдельным направлениям. Однако, благодаря долгосрочным договорным отношениям с нашими клиентами и ранее утвержденным тарифам, мы не полностью переложили затраты на грузовладельцев. Со временем тарифы стабилизировались, но не вернулись к прежнему уровню. В большинстве случаев 3PL-операторы сдержали скачок транспортных тарифов за счет своей прибыли (а иногда и своих убытков).
- Какие изменения на логистическом рынке вы можете отметить после введения системы "Платон"? Пришлось ли вам менять маршруты и структуру логистических операций после введения "Платона"? Как изменится, по-вашему, логистический рынок РФ в  целом в связи с введением системы "Платон"?
- Практически никаких изменений на логистическом рынке после введения системы не произошло, за исключением удорожания стоимости автоперевозок. В отдельных случаях, где ранее стоимость автотранспорта была наравне со стоимостью железнодорожных перевозок,  мы стали рассматривать и принимать в расчет также альтернативную доставку вагонами и контейнерами. По всей вероятности, небольшая часть автомобильного грузопотока постепенно перейдет "на рельсы".
- Какой процент небольших автоперевозчиков вынуждены будут покинуть рынок? Можно ли при этом считать, что: "Практически никаких изменений на логистическом рынке после введения системы не произошло, за исключением удорожания стоимости автоперевозок"?
- В связи с реальным снижением рентабельности перевозок возможен уход отдельных перевозчиков из сегмента малого бизнеса, но надеемся, что это будут отдельные частные случаи.
- Когда, по-вашему, грузоперевозчики смогут ощутить положительный эффект от введения системы "Платон"?
- В связи с кризисом, положительный эффект автовладельцы грузового транспорта смогут ощутить не скоро.
- Планируете ли вы перейти на постоплату после 26 апреля?
- Да, мы планируем перейти на постоплату с 26 апреля.
- Спасибо, Ирина, за ответы на наши вопросы.
novikova25416.jpg
Фото: logisticpoint.net, Gefco Россия