← Коммерческий транспорт

Как "КАМАЗ" ускорит Россию...

Известна формула: "Что хорошо для "КАМАЗа", то хорошо и для России". Речь в ней идет о том, что такие основные показатели автогиганта, как рост или падение продаж грузовиков, становятся предвестниками падения российского ВВП или, наоборот, его роста. Так что сегодня предвещает "КАМАЗ"? Об этом редакция "Челны ЛТД" спросила руководителя Аналитической службы ПАО "КАМАЗ" Бориса Морозова.

- Грузовики, в отличие от хлеба - продукт инвестиционный, - говорит Борис Михайлович. - Вот мне понравилась аналогия с колготками. Женщины, когда рост экономики, есть избыток денег, больше праздников и т.д., любят покупать себе новые колготки. А когда все плохо, они могут ниточку лаком подклеить, подшить чуть-чуть - и реже покупают. Но для колготочного промышленника это две совершенно разные ситуации. На стадии роста, когда большой спрос на колготки, он покупает новые колготочные машины. А когда начинают штопать, не купит ни одной - ведь и старые простаивают. Причем колготки, хоть и меньше, но продаются, а вот колготочные машины - или 100% или 0%. Грузовики - это та же категория товаров. На стадии роста покупатели на месяцы в очередь выстраиваются, а как только в стране плохо, "КАМАЗу" отчаянно нехорошо. Поэтому мы каждую волну растем раньше, чем страна, но и быстрее падаем.
- Перед этим кризисом показатели "КАМАЗа" предвещали падение экономики?
- Да. Достаточно посмотреть на проседавшую динамику перевозок и оценить роль грузовиков. Наши грузовики - как эритроциты в крови - дают дышать экономике. Другое дело, что всегда есть политические, организационные решения, внешние ситуации... Вот этот кризис - во многом искусственный. Он вызван вроде бы санкциями, на самом деле страна и промышленность стали падать раньше - с момента вступления в ВТО. Именно это было первопричиной. А то, что кризис обострился с введением санкций - это всего лишь следствие. Мы не готовы оказались именно к порядкам ВТО. Политики у нас ни в кризисной экономике, ни в назревающем укладе промышленности совершенно не понимают, предлагают копировать иностранный опыт, а он часто - поперек горла. Мы уникальны в смысле трудности для жизни и бизнеса. Мы - единственная страна, где много людей живут на берегах замерзающих рек. В Канаде там, где замерзают реки, вообще никто не живет. Там вахтовые поселки. Канадцы живут полосой 200-км ширины на широте Краснодара. А у нас холод - расходы на отопление часто больше, чем расходы на освещение. Лето жаркое - надо вентилировать, кондиционер включать. Никуда не денешься - резко континентальный климат. Расстояния доставки почти в 10 раз больше, чем в Европе, и в 100 раз больше, чем в Японии. И опять надо лишние деньги вкладывать. Коммуникации плохие. То есть у нас все медленно и дорого. У нас экономика гарантировано проигрывает западной минимум 15% по себестоимости при совершенно равном производстве. Но так мы же еще и свое станкостроение сгубили. Теперь покупаем импортный станок, который нам обходится примерно вдвое дороже, чем европейцу. В результате получаем неконкурентную себестоимость сходных продуктов. Только по энергетическим и транспортным составляющим на 15% выше. И плюс по компонентам амортизации и реновации выше еще на 10-13%. Вот тебе и 25%. Куда с такой экономикой в ВТО? Только сырьем торговать... Да и его добывать и продавать невыгодно. Природа против нас, спасает только природная смекалка!
- Что сейчас происходит на "КАМАЗе"?
- Мы с новым поколением техники, которое более эффективно, очень сильно вытеснили с рынка конкурентов, включая иномарки, и за их счет стали прибавлять - на 30% к прошлому году. Это еще не лучше позапрошлого, но уже локальный рост пошел. И в промышленности много таких секторов, которые стали приподниматься потихоньку. Проблема в том, что не пошел рост потребления. На 6% в прошлом месяце доходы населения опять "нырнули". Торговле все еще плохо. Но положительные тенденции потихоньку накапливаются.
Наконец-то люди стали понемногу зарабатывать, в том числе на "КАМАЗе", который увеличивает обороты. И вот эта 30-процентная прибавка через пару месяцев сработает. В городе 5-6 кругов камазовские деньги делают, "доползая" наконец до магазинов. В сентябре-октябре начнется-таки потребительский рост, который, сложившись с ростом промышленного сектора, страну вытащит. Другая проблема, что у нас, к сожалению, правительство двух вещей не понимает: что должно быть высокоэффективные адресные проекты - типа "Каматейнер", которым мы сейчас занимаемся. Этот один проект вытащил бы Россию - это плюс 3-4% ВВП. И локальные проекты нужны по наращиванию производительности и зарплаты, тогда денежную массу в экономику можно добавлять безинфляционно, "назло" Кудрину и Грефу.
- Вы не раз представляли проект "Каматейнер". Это система перевозок грузов на короткие расстояния, с помощью съемных кузовов на спецопорах - один грузовик оставил, другой подхватил. В чем его экономический эффект?
- Всего три человека в истории этим делом занимались всерьез. Первым был царь Дарий. Есть такая идиома - царская дорога - короткий легкий путь. Вот царь Дарий построил такую мощеную дорогу от одного пролива до другого, по которой день и ночь скакали курьеры, доставлялись мелкие срочные грузы. Поэтому он захватил все, что мог захватить вокруг при помощи этой технологии скоростного обмена данными. После этого Аппий в Риме ("аппиева дорога"). Римляне за счет хорошей коммуникации, такой этапной передачи завоевали все, до чего смогли дотянуться. Третьим был Чингисхан. Он реализовал ямскую систему и построил империю от края до края континента. Его сын Угедей, назначенный на Россию, силой навязал эту систему организации ям. Он создал систему обмена данными и материальными ресурсами. И цари быстро поняли, какое преимущество это дает. Иван Грозный завоевал Казанское ханство, пользуясь этой технологией доставки. Сплотилась Россия и стала великой благодаря тому, что Чингисхан и Угедей привнесли в нее ямскую технологию. А до этого она жила бедно. Вот в чем проявится экономический эффект "Каматейнера" - время преодоления расстояний сожмется в 3-5 раз.
- А исторически четвертый, кто этим предлагает заниматься - "КАМАЗ"?
- Мы предлагаем и российскому, и республиканскому правительству таким же способом, как раньше доставляли депеши, доставлять грузы - 60 км/час. Скорость товарных поездов РЖД чуть больше 200 км в сутки - 10 км/час. А это лидер грузоперевозок, который выполняет больше 90% грузооборота. Получается, что РЖД тормозит нашу страну, а иностранцев вовсе не пускает - нет резерва провозной способности.
У обычной автодороги в системе "Каматейнер" провозная способность в 2-3 раза выше, чем у железной дороги. Доставка 100 млн. тонн по маршруту "Европа-Азия" позволит увеличить ВВП до 5%.
Сейчас у нас среднее плечо доставки комплектующих на "КАМАЗ" почти 2 тысячи км. В Европе - 200. Доставка комплектующих требует в 10 раз больше времени. И больше денег. Не говоря про импорт: У нас все сразу дорожает на 15-20% из-за того, что страна большая. И вдруг окажется, что страна примерно такая же доступная, как Европа.
То есть ускорение доставки будет такое, как будто мы живем на расстоянии не дальше 200 км. Мы не только заработаем триллионы, мы сэкономим внутри колоссальные деньги. И за счет этой технологии себестоимость наших товаров может приблизиться к европейской. А сейчас мы принципиально неконкурентоспособны. Средняя прибыльность мирового автопрома - 3-4%, а мы только на перевозки 6-7% тратим. Плюс срок омертвления денег, плюс необходимость держать резервный запас на складе, потому что не всегда дойдет вовремя паровоз. Он будет месяц ехать, вагон потеряет или еще что-то. И вы держите в расчете на это месячный запас в вагонном, а не автомобильном размере. А месячный запас - это надбавка в 2% годовых к цене, и объём в 3 раза больше. На "КАМАЗе" это поняли 40 лет назад, когда первые "Каматейнеры" изготовили.
- Как продвигается проект "Каматейнер"?
- Есть решение правительства РТ о создании рабочей группы и организации логистического оператора высокого уровня - 4PL. Татарстан снова покажет России, как правильно грузы возить.
В первую очередь нам надо от Балтики до Китая проложить автодоставку по существующим дорогам.
И не через Казахстан, а через Владивосток, потому что нам надо параллельно маршруту свою страну развивать, а не соседей. Урал, Сибирь и Дальний Восток нам важнее, поэтому надо, чтобы скоростная доставка через них шла. Одновременно там всяких производств понаставим и продукцию дешево и быстро развезём. Такого масштаба явление нельзя создать частной инициативой. Россия такая страна, где без государства мало что сделаешь. Но, слава депутатам, в этом году вышел наконец закон о частно-государственном партнерстве.
И под него можно было бы напечатать денег и дать задание индустрии адресно их потратить. И это никак на инфляцию не повлияет. Наоборот, за счет уменьшения запасов и ускорения оборота исчезнет необходимости содержать излишнюю денежную массу. Страна стала бы жить побыстрее. А прибыль ведь пропорциональна числу оборотов на вложенный капитал...
Возить груз быстро и дешево нам совершенно необходимо - поколение Z ждать заказанный товар неделями не cможет, у него интерес пропадает. При этом
10 тыс. км оснащенной трассы, "Каматейнер" и автомобили в разы дешевле обойдутся, чем, например, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали.
И городу нашему тоже будет неплохо, если потребуется по 50 тыс. и более грузовиков производить дополнительно к имеющимся заказам.
Фото: business-gazeta.ru
Челны Лтд.