← Логистика, грузы

Крутая железнодорожная станция России

На севере, в Усть-Луге находится одна из крупнейших железнодорожных станций нашей страны и Европы. Эта станция обслуживает порт Усть-Луга. Станция состоит из трех парков (в перспективе пять) и одной, самой современной, сортировочной горке, где надвиг и роспуск составов происходит в автоматическом режиме.

Придется все же коснуться истории порта и самой станции, так как без этого сложно оценить масштаб стройки.
Впервые разговоры о новом порте пошли в начале лихих 90-х годов. Россия потеряла четыре крупнейших порта на севере, которые достались маленьким, но очень гордым и независимым странам.
Первоначально развитие порта шло весьма посредственно, но в 2008 году внезапно напал мировой кризис и: в порт и инфраструктуру пошли вложения в десятки миллиардов рублей.
В итоге наша страна получила свой собственный современный порт, огромную ЖД станцию и сопутствующую инфраструктуру. И всё это с почти неограниченной перспективой развития.
На снимке состояние местности в 2005 году. Порт пребывает в зачаточном положении.
zds71217_1.jpg
2009 год. Звездный час порта уже пробил и продолжается. Развитие началось семимильными шагами. Началось заметное перетекание трафика из прибалтийских портов и транзитные деньги стали оставаться в нашей стране.
zds71217_2.jpg
В 2014 г. подхлестнули санкции, "крымнаш" и украинский кризис - Усть-Луга стала основным хабом на Калининград, обеспечивая устойчивую грузовую связь с российским анклавом на Балтике (в.т.ч. и по оборонным нуждам), и, несмотря на общую рецессию экономики, грузооборот продолжает быстро расти.
Современный снимок из космоса:
zds71217_3.jpg
Рост грузоборота в порту. Колоссальный скачок случился в 2010-е года, который продолжается.
2003 год - 0,44 млн.т.
2005 год - 0,71 млн.т.
2008 год - 6,76 млн.т.
2011 год - 22,7 млн.т.
2013 год - 62,6 млн.т.
2015 год - 84 млн.т.
2016 год - 93,4 млн т.
Общая площадь застройки Усть-Лужского железнодорожного узла составляет 930 га, из них 270 га занимает сортировочная система станции Лужская. Общая протяженность путей Усть-Лужского железнодорожного узла на полное развитие будет составлять более 300 км.
Давайте пройдем в диспетчерскую и посмотрим, как это все управляется. Пост управления дежурного по горке. На экране показаны статусы путей, замедлителей и другого оборудования. Именно это рабочее место интегрировано с оборудованием Siemens. В общем объеме станции доля иностранного оборудования занимает 20%.
zds71217_4.jpg
Другие рабочие места (посты дежурных по парку приёма, парку транзита, парку отправления и дежурного по станции) оборудованы по стандартным технологиям РЖД и находятся в глубине зала. Все управление идет только с экрана:
zds71217_5.jpg
Подгорныйпарк. И состав подается на горку для дальнейшей сортировки:
zds71217_6.jpg
Дежурная по станции:
zds71217_7.jpg
Теперь давайте посмотрим на работу самой горки. После роспуска вагонов, под действием гравитации, вагоны начинают скатываться вниз. Кстати, эта горка позволяет делать роспуск двум составам одновременно! Далее вагон проходит через специальные замедлители, которые задают интервал вагонам, замедляют их и обеспечивают нужную скорость на сортировочных путях.
zds71217_8.jpg
Вторая (средняя) тормозная позиция, кроме интервалов, обеспечивает совместное регулирование скорости скатывания отцепа, третья тормозная позиция осуществляет прицельное торможение отцепа в зависимости от занятости подгорочного пути:
zds71217_9.jpg
Самое важное отличие этой горки от всех других, которые работают в нашей стране - это то, что она бесшумная. В отличие от пневматических приводов замедлителей, здесь использованы гидравлические.
Вагоны уже катятся на свой путь.
zds71217_91.jpg
Различные датчики. Привод замедлителя. Все подогревается электричеством.
zds71217_92.jpg
Работа горки полностью автоматизирована. Система знает вес вагона, состояние погоды, рельсов, сила ветра и его направление. Все это система управления учитывает и задает силу торможения на всех участках замедления.
zds71217_93.jpg
Перед путями парка находится третья ступень замедления и, на некоторых путях, дополнительные компенсаторы-замедлители.
zds71217_94.jpg
Они служат для роспуска опасных грузов II категории (piston retarger - в английской терминологии). Да, горка может, впервые в России, сортировать нефтеналивные и другие опасные грузы второй категории.
zds71217_95.jpg
Радар для определения скорости вагонов на роспуске:
zds71217_96.jpg
Еще одно новшество - вот этот мини локомотив на тросовой тяге. Он служит для подталкивания вагонов до своего места. Они заменяют маневровые локомотивы в подгорном парке исокращают время составления состава два-три раза.
zds71217_97.jpg
Путевая техника:
zds71217_98.jpg
А теперь пора знакомиться с автоматическим режимом работы локомотива. Сейчас он в ручном управлении едет в подгорный парк:
zds71217_99.jpg
В 2015 году впервые в России на станции Лужская Октябрьской железной дороги внедрена технология надвига и роспуска составов горочным локомотивом без участия машиниста (в полностью автоматическом режиме). В сентябре 2017 года доля работы в этом режиме составила 97,6%.
zds71217_991.jpg
Под автоматическим управлением происходит надвиг и роспуск состава с горки. Смена пути и прицепка к новому составу для сортировки. На фото - карабкаемся в горку. После проезда светофора МГ2 машинист перевел локомотив в автоматический режим и дальше он поехал сам.
zds71217_992.jpg
Тепловоз уехал в начало путей, подождал пока соберут маршрут, совершил сцепку с составом, надвиг на горку и роспуск вагонов. По правилам машинист обязан находится в кабине. Но, может покидать свое рабочее место. Хотя обычно он сидит и наблюдает за процессом. Сейчас, когда технология отлажена, вмешательства требуется очень редко.
Очень непривычно видеть, как тепловоз едет сам. Задает скорость, тормозит пневматикой, регулирует обороты и прочее.
zds71217_993.jpg
При выходе на полную мощность порта Усть-Луга, выгрузка по станции Лужская составит более 3500 вагонов в сутки.
zds71217_994.jpg
Расцепщик. Вот его работу нельзя автоматизировать:
zds71217_995.jpg
На горку прибыл новый состав для сортировки.
zds71217_996.jpg
Подгорный парк. Колоссальный объем работы, сделанный за короткий срок, где ничего не было.
zds71217_998.jpg
А наш локомотив поехал за следующим составом.
zds71217_999.jpg
Фото: fresher.ru
Fresher