Каждый мальчишка из постсоветских времен мечтал вырасти и стать водителем грузовика. В наших фантазиях мы лихо управлялись с БелАЗами, КамАЗами и "Уралом-4320". Последний зверь ошеломлял сознание: он мог преодолеть любое бездорожье. Прошло время, сейчас знаменитый автомобильный завод "Урал" вошел в холдинг ГАЗа, а на его конвейере появился современный "Урал Next".
Корреспондент "Южноуральской панорамы" отправился в Миасс, чтобы увидеть производство отечественных грузовиков и прокатиться на новом поколении "Уралов".
Местный колорит
Поездка на завод, расположенный в будущей агломерации "Горный Урал", изначально не вызывала большого оптимизма. "Зачем ехать на завод, который уже десятки лет производит "4320"? Что нового я там увижу? Да и прав на управление грузовиками у меня нет!" - сокрушался я в разговоре с главным редактором. Однако руководство цель прошерстить все предприятия, выпускающие брендовую уральскую продукцию, обозначило, претензии не принимались, водителя для "Урала" мне выделили.
За ночь до выезда на Челябинскую область обрушились морозы, и сказочные пейзажи южноуральской природы победили мой скепсис. К слову, природа настолько щедро одарила наш регион горами, озерами и лесами, подчас непроходимыми, что для их покорения идеально подходят тяжеловесы под маркой "Урал".
Внутри завод напоминает обычное российское предприятие с ярко выраженными чертами советского прошлого. Все здесь поражает размахом: например, по территории курсирует местный пассажирский транспорт. Мне, к слову, тоже пришлось быть лишь пассажиром, на инструктаже вновь напомнили, что без специальной категории в водительском удостоверении за руль сесть не получится, поэтому для тест-драйва выделен водитель.
Первым делом мы едем на громадную стоянку для новых грузовиков. На сегодняшний день модельный ряд завода состоит из четырех семейств: "Урал Next", "Урал-М", "Урал-6370" и "Урал CNG". Каждое семейство делится на несколько подвидов, в которых есть тягачи, вахтовые автобусы, самосвалы, бортовые грузовики и спецтехника. Понятно, что основным потребителем коммерческого продукта миасских автостроителей являются крупные российские и мировые компании: это и газовики, и нефтяники, и сельхозпредприятия...
Почти иномарка!
Как же хотелось, чтобы этот тест-драйв продлился несколько дней и была возможность залезть в каждый грузовик. Но сегодня моя цель - "Урал Next". Причем в исполнении вахтового автобуса. Общая масса этого гиганта свыше 13 тонн, колесная формула 6х6, под капотом движок на 240 л.с., пятиступенчатая механическая коробка передач, и все это в оболочке, внешне напоминающей модели VN от Volvo.
"Ощущение, что пересел в иномарку", - отвечает водитель на мой первый вопрос о комфорте в Next. Скажу честно, что после "4320" из продукции миасского автозавода мне попадался лишь "Урал-М", на котором мы как-то ездили с пожарными. И тогда машина больше впечатлила габаритами, но не комфортом. Теперь же действительно чувствуешь, что находишься внутри современного транспортного средства. Давайте опустим детали вроде пневмоподвески водительского сиденья, но только вдумайтесь: в нашу комплектацию "Урала Next" входят мультимедийная система, электроподогрев стекол и зеркал, стеклоподъемники, система ABS, блокировка межколесного и межосевого дифференциалов, предпусковой подогреватель двигателя и еще много функций, делающих жизнь водителя комфортнее и приятнее. Кроме того, для "Урала" созданы три вариации шестицилиндрового дизельного двигателя ЯМЗ-536, который соответствует четвертому экологическому классу. Его максимальная мощность до 312 л.с.
Сколько стоит такой грузовик? Сейчас цена на новое поколение "Уралов" начинается от 3 млн рублей. И спрос на модельный ряд автозавода "Урал" растет, что подтверждают данные аналитического агентства "Автостат". Согласно предоставленной статистике, в сравнении с прошлым годом к октябрю 2017 года продажи миасского завода выросли на 23,5%. Всего в нынешнем году продано свыше 2,5 тысячи моделей. Эти успехи позволили уральскому вездеходу занять девятое место в списке самых продаваемых грузовиков в России.
В целом от "Урала Next" только положительные впечатления. Понятно, что нет предела совершенству, но в Миассе к этому уже начали стремиться.
Сердце Урала
Финальным аккордом посещения завода стала экскурсия по его конвейеру. На сегодняшний день грузовики здесь по-прежнему собираются рабочими, а не роботами. Интересно, что среди сотрудников большое количество женщин. Но видеть представительниц прекрасного пола на автомобильном производстве не такая уж и редкость. Причем не только в России. Например, на конвейере чешского завода Skoda (о нем "ЮП" не так давно делала репортаж) работает также немало женщин. В целом работа на российском заводе такая же сложная, как на европейском. Различия лишь во внешнем устройстве. Для грузовиков требуется больше места, и поэтому все производство сосредоточено не в одном цехе, а оборудование хранится в различных складах.
Увиденное дает представление, что на Южном Урале не просто имеется автомобильная промышленность - она усиленно развивается. Да, "Урал" - один из главных брендов Челябинской области.
Фото: Александр Файрузов