← Логистика, грузы

Путь на Восток. Развитие транспортного коридора «Север – Юг»

фото: dorinfo.ru

Сегодня с учетом санкционного давления западных стран основное внимание направлено на МТК «Север – Юг», так как логистические цепочки экспорта и импорта сместились в сторону государств Азии и Ближнего Востока.

О том, как планируют развивать это направление, в чем важность этого маршрута, – читайте в материале «ДорИнфо».

Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» – это совокупность маршрутов, обслуживающих внешнюю торговлю России со странами Закавказья и Каспийского региона с дальнейшим развитием в направлении рынков Индии, Пакистана и стран Персидского залива.

Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Правительства РФ, в составе МТК выделяют три маршрута. Первый – западный, который проходит через Республику Дагестан и Республику Северная Осетия автомобильным и железнодорожным транспортном. Второй – транскаспийский, он идет морским и речным транспортном из портов Астрахань, Оля, Махачкала, по реке Волга в иранские и туркменские порты на Каспии – Бендер-Энзели, Бандер-Амирабад, Туркменбаши. И третий – восточный, который проходит через Республику Казахстан и Туркмению автомобильным и ж/д транспортом.

Переориентация на восток и юг

В 2022 году ряд недружественных стран ввели ограничительные меры в отношении российских воздушных, морских и автомобильных перевозчиков, а также санкции в отношении российского экспорта. Это привело к изменению структуры и направлений грузо- и пассажиропотоков: ускоренными темпами происходит переориентация перевозок основных видов экспортных грузов на восточное и южные направления.

«С учетом существенных изменений внешнеторговой и логистической конъюнктуры возникла необходимость системного пересмотра целевого назначения МТК «Север – Юг» с изменением фокуса с транзитных перевозок на обеспечение российского экспорта и импорта. В этих целях в настоящее время ведется работа по обеспечению бесперебойности, бесшовности и конкурентоспособности МТК»,

— рассказали в пресс-службе Правительства России.

В настоящий момент грузопоток по коридору «Север – Юг» состоит из товаров в/из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана. Основной груз из нашей страны – зерно и лес. Основной товар, завозимый в Россию, – продукты растительного происхождения, цемент и строительные материалы.

Сильные стороны МТК

В пресс-службе Правительства страны назвали существующие сильные стороны МТК «Север – Юг»: это неприсоединение к санкциям транзитных стран, единые железнодорожные стандарты и колея в постсоветских странах, а также более короткое расстояние. К потенциальным возможностям относят рост грузовой базы из-за переориентации потоков.

«Потенциал роста грузопотоков связан с обеспечением транспортной доступности рынков Индии, Пакистана, стран Персидского залива. Сроки доставки грузов из Индии в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север – Юг» могут составлять от 18 до 30 суток в зависимости от маршрута, что быстрее по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал (30-45 дней). Грузопоток МТК «Север – Юг» в 2021 году составил 13,8 млн тонн, в 2022 году, по предварительной оценке, 14,5 млн тонн. В соответствии с прогнозом в 2023 году грузопоток составит до 17,6 млн тонн, в 2025 году – до 27,7 млн тонн, в 2030 году – до 41,2 млн тонн»,

— сообщили в пресс-службе Правительства РФ.

Если говорить о сроках развития МТК, то в декабре прошлого года были утверждены планы мероприятий по развитию коридора «Север – Юг» и транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях: их необходимо реализовать до 2023 года. Программа предусматривает мероприятия по развитию железнодорожной, дорожной, портовой инфраструктуры и пунктов пропуска через госграницу, разделы по размещению и развитию транспортно-логистических и промышленных центров, а также нормативно-договорному регулированию.

В мае этого года на форуме «Россия – Исламский мир» в Казани первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что транспортный коридор «Север – Юг» – крупнейший геополитический и геоэкономический инфраструктурный проект текущего десятилетия.

«Он является составной частью процесса становления многополярного мира, глубинной, фундаментальной тенденции переноса экономической активности на юг и юго-восток. Это перспективное направление, которое будет развиваться и в будущем»,

— сказал первый вице-премьер, его цитирует пресс-служба Кабмина.

Модернизация автодорог в рамках развития МТК

В пресс-службе Федерального дорожного агентства порталу «ДорИнфо» сообщили, что транспортный коридор «Север – Юг» на территории России проходит от границы с Финляндией на юг до границы с Азербайджаном, объединяет Санкт-Петербург, Москву, Краснодар, Владикавказ, Махачкалу, Волгоград и Астрахань.

МТК включает в себя девять федеральных трасс: А-181 «Скандинавия», А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербург» (КАД), М-11 «Нева», А-113 «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД), М-4 «Дон», Р-22 «Каспий», А-147 «Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия», Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала», Р-217 «Кавказ».

Как рассказали в пресс-службе Росавтодора, в рамках развития коридора ведутся работы по капитальному ремонту и реконструкции узких участков автомобильных дорог. Среди наиболее значимых перспективных проектов можно выделить строительство обходов Астрахани, Хасавюрта, Махачкалы и Дербента.

Так, Северный обход Астрахани решит задачу по развитию Астраханского транспортного узла и повысит эффективность МТК. Путь через реку Волга сократится в два раза, а улицы Астрахани будут освобождены от транзитного транспорта. Согласно проекту, новый участок на правом берегу реки будет примыкать к федеральной дороге Р-22 «Каспий», а на левом – к трассе «Астрахань – Красный Яр – граница Республики Казахстан». Общая протяженность нового отрезка составит 12,6 км с доведением параметров дороги до второй технической категории с четырьмя полосами движения. Кроме того, запланировано строительство двух транспортных развязок и пяти искусственных сооружений, включая мост через Волгу длиной до 1,8 км.

Строительство обходов городов Хасавюрт, Дербент и Махачкала в Дагестане решит задачи по снижению доли федеральных трасс, работающих в режиме перегрузки, а также модернизации инфраструктуры МТК «Север – Юг».

Так, планируемый к строительству и реконструкции участок автодороги Р-217 «Кавказ» с 718-го по 738-й км в обход Хасавюрта будет иметь три транспортные развязки, пять путепроводов, мост и пять скотопрогонов. Протяженность обхода Дербента составит 33 км, он будет иметь четыре развязки, шесть путепроводов, четыре проезда для сельхозтехники, скотопрогоны, тоннель и проход для диких животных. Северный обход Махачкалы длиной порядка 30 км на участке трассы Р-215 в Кумторкалинском районе Дагестана призван оптимизировать транспортную схему соединения федеральных трасс Р-215 и Р-217 «Кавказ», минуя улично-дорожную сеть. В рамках проекта планируется строительство пяти транспортных развязок, путепровода через железную дорогу и моста через канал «Октябрьской революции».

Что касается финансирования мероприятий по реализации дорожных объектов МТК «Север – Юг», то оно предусмотрено пятилетним планом дорожной деятельности, утвержденным Правительством РФ в 2022 году, а также дорожной картой по капитальному ремонту и ремонту участков автодорог. В частности, на работы в рамках развития МТК на территории Дагестана в период с 2023 по 2026 годы предусмотрено финансирование в размере 7,8 млрд рублей, Астраханской области выделят 1,9 млрд рублей.

Как уточнили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора, развитие МТК в части автодорог предусматривает широкую программу работ: часть из них включена в пятилетний дорожный план до конца 2027 года, но не ограничивается им.

«Строительство новых участков, расширение и ремонт уже существующих трасс, устройство многофункциональных зон вдоль дорог – все это будет осуществляться по мере необходимости и в соответствии с графиками конкретных дорожных проектов»,

— рассказали в пресс-службе ФДА.

Формирование международных транспортных коридоров – приоритетное направление развития транспортных коммуникаций, которые обеспечивают функционирование значительного сектора экономики, ориентированного на экспорт природных ресурсов и импорт потребительских товаров и продовольствия. Как отметили в пресс-службе Росавтодора, в условиях внешнего давления роль МТК «Север – Юг» значительно выросла в первую очередь для развития торговли и экономики нашей страны, так как логистические цепочки экспорта и импорта сместились в сторону государств Азии и Ближнего Востока.

«Развитие коридора будет способствовать росту объемов товарооборота. С учетом увеличения пропускной способности дорог будет значительно снижено время доставки грузов, что приведет к уменьшению логистических издержек и росту маркетинговой привлекательности использования автомобильных перевозок для доставки грузов»,

— сообщили в пресс-службе ФДА.

Кроме того, в ходе работ по модернизации транспортного коридора будут реализованы проекты, имеющие большое значение для социального и экономического развития регионов Северного Кавказа. В частности, строительство обходов крупных городов на этом маршруте поспособствует созданию новых рабочих мест, улучшит экологию в городах, где сократится поток транзитного грузового транспорта.

Виктория Брылёва