Цены на международные автоперевозки обвалились настолько значительно, что приблизились к цене доставки контейнерами.
Если нет разницы, зачем платить больше?
В 2022 году европейское направление, традиционное для всех российских и белорусских перевозчиков, закрылось, а внешняя торговля переориентировалась на Турцию и Китай. Когда Турция в начале 2024 года «закрыла двери», перевозчики одновременно поехали в Китай, что сказалось на ставках – высокая конкуренция уронила цены на доставку автомобилями.
«Одновременно с этим произошла перегрузка портов Дальнего Востока, Восточного полигона – поезда стояли по 30–60 дней в ожидании отгрузки. Это долго для контейнеров, а одновременное снижение цен на перевозку автомобилями позволило всем грузам, традиционно перевозимым в контейнерах, «перетечь» на авто. Это произошло даже с массовыми грузами – химией, сырьем, одеждой – теми, что традиционно транспортировались в контейнерах», – объяснила заместитель генерального директора «ТРАСКО» по региональному развитию Юлия Синельникова.
From LCL to LTL
К осени 2024 года стоимость перевозки автомобилями стала в 2 раза выше, чем весной, и грузы вернулись в контейнеры. Так, если в мае 2024 года автоперевозка из Шанхая в Екатеринбург через Забайкальск стоила $7500, то в октябре – уже $14 600, а мультимодальная перевозка (море + ж/д) – $5700 и 7800 соответственно. В мае 2025 года цена на автоперевозку упала до $8300, а море + ж/д – до $5400.
«Самое главное, что произошло, – глобально поменялась парадигма, и автоперевозки по маршруту Китай – Россия стали рассматриваться как альтернатива контейнерным перевозкам по этому направлению», – говорит Ю. Синельникова.
Более того, «ТРАСКО» закрыли сборную контейнерную линию по маршруту Китай – Екатеринбург, объем в рамках которой составлял 10–12 контейнеров в месяц.
«Существовала проблема бросания поездов на Свердловской железной дороге, долгого ожидания на погранпереходах и в портах Дальнего Востока в 2024 году, что кратно увеличивало сроки доставки. Мы были вынуждены пересадить всех клиентов на авто. Но удобство, скорость и сопоставимые цены всем так понравились, что контейнерная линия прекратила свое существование. Сейчас выполняется порядка 60 сборных доставок машинами ежемесячно», – комментирует Ю. Синельникова.
Принцип целесообразности
Еще один кейс из практики компании – перевозка аттракционов из Китая в Москву. Первый аргумент «за» перевозку автомобилями – срочность. Необходимо было успеть к сезону. Второй – верхняя погрузка.
«Да, в контейнерах тоже можно, но мы знаем, что это сложнее и делает общую стоимость перевозки выше. Плюс некоторые части аттракциона оказались длиннее, чем стандартный контейнер, а в стандартный автомобиль они легко помещаются», – добавила эксперт.
Расчет показал, что перевозка аттракциона требует 110 контейнеров или 100 машин, а по цене – то же самое.
Эти кейсы вовсе не означают, что компания полностью отказалась от контейнерной перевозки. Ю. Синельникова уточнила: при подборе для клиента способа перевозка применяется принцип целесообразности. Например, клиенту потребовалась доставка линии оборудования для птицефабрики из Китая в Киров. Несмотря на то, что доставка автомобилями на стройплощадку была бы быстрее и удобнее, собрать в одном месте такое количество автомобилей – дорого и сложно. Поэтому «ТРАСКО» остановились на доставке 20-ю контейнерами.