← Логистика, грузы

Доставка через склад

Доставка через склад
Круглый стол, состоявшийся в Нижнем Новгороде по инициативе и под председательством главного редактора газеты "Гудок" и журнала "РЖД-Партнер" Александра Ретюнина, был посвящен проблемам отправки мелких партий грузов.
Проблема перевозок обостряется на фоне резкого сокращения парка среднетоннажных контейнеров в связи с его старением, прекращением его производства в России и странах СНГ и постепенным списанием, завершиться которое должно в текущем году.
Новая технология перевозки мелких партий грузов предложена директором Нижегородского филиала ОАО "РЖД Логистика" Андреем Хомовым, который видит будущее за перевозкой укрупненных партий грузов как с помощью вагонов дочерних зависимых обществ, так и любыми другими доступными способами. Главная особенность таких видов перевозок - необходимость предварительного накопления и консолидации грузов. Понятно, что если клиент заявит, например, к отправке груз весом 50 килограммов, нелепо заключать его в 20-тонный контейнер и отправлять отдельным вагоном. В то же время терять таких клиентов нельзя, тем более что, как отметил в своем вступительном слове начальник ГЖД Анатолий Лесун, целый пласт производителей отправляет свою продукцию именно мелкими партиями, и они тоже имеют полное право на доступную услугу на перевозки.
Итак, схема, предложенная ОАО "РЖДЛ", следующая. После оформления документов груз принимается и помещается на склады. В течение максимум семи дней должна быть сформирована укрупненная партия груза, которая и будет помещаться в контейнер с дальнейшей отправкой на станцию назначения. Там груз также остается в складских помещениях в ожидании грузополучателя или же доставляется ему автотранспортом (это будет уже дополнительный сервис).
- В полученной схеме мы участвуем одновременно как грузоотправитель и как грузополучатель, поскольку, приняв груз, отправляем его на станцию назначения своим же коллегам, - пояснил в своем докладе Андрей Хомов. - Соответственно, именно мы несем полную ответственность за него. Кроме того, хочу напомнить - в компании открылся контакт-центр, позвонив в который, клиент может получить всю необходимую информацию об отправке груза, а также о месте его нахождения, если заказ уже оформлен.
Интересен приведенный руководителем филиала ОАО "РЖДЛ" пример по расчету стоимости за перевозку мелкой партии груза у конкурирующих организаций. За основу взят условный трехтонный груз объемом десять кубометров, который нужно доставить из Нижнего Новгорода во Владивосток.
Другие компании готовы это сделать за сумму от 94 до 214 тысяч рублей. "Электронный калькулятор" на сайте РЖДЛ за этот же груз насчитал 78 тысяч.
Уже только на основании ценовой разницы Андрей Хомов уверенно заметил: ОАО "РЖД Логистика" готово конкурировать с компаниями, которые специализируются на перевозках не первый год, и способно удержать своих грузоотправителей.
Разница не только в цене
Предложенная схема заинтересовала. Это следует хотя бы из того, что на вопросы участников круглого стола Андрей Хомов отвечал больше получаса. Целый ряд вопросов задал председательствующий на круглом столе главный редактор газеты "Гудок" и журнала "РЖД-Партнер" Александр Ретюнин. Как быть, если укрупненная партия груза не набрана? Как отправить мелкую партию с малой или удаленной станции, где нет складских терминалов? Почему такой разрыв в цене у РЖДЛ и конкурирующих компаний?
Ответы есть.
Если консолидировать груз не удалось, его можно отправить не в контейнере, а автотранспортом, и такая практика у РЖДЛ имеется.
Компания заключает договоры о размещении грузов на сторонних складах в Арзамасе, Муроме, Глазове, Нефтекамске, других городах. По поводу цен. Автотранспортники просто не возьмутся везти груз за тысячи километров на уровне тарифов железных дорог. Для них это невыгодно. Такая "привилегия" остается у естественного монополиста на железнодорожные перевозки - холдинга "РЖД" с его дочерними зависимыми обществами.
А вот если вести речь о перевозках на расстояния менее 2000 километров, стоимость на услугу со стороны конкурентов будет даже ниже, чем в ОАО "РЖД-Логистика".
Может быть, в таком случае компании приобрести свой автотранспорт? Идея хоть и кажется здравой, но противоречит самому принципу организации деятельности компании: логистика в чистом виде не имеет подобных активов.
Дискуссию продолжил генеральный директор ООО "ПоволжьеНефтехим" Алексей Матвеев, выразивший недоумение по поводу перевозки разных грузов в одном контейнере. Как это может быть, если в одной партии окажутся, к примеру, запчасти и текстиль? Дан ответ: правила перевозок достаточно жесткие. Все грузы будут помещены в опечатанную герметичную тару. Это исключит вероятность смешивания и даже контакта одного груза с другим.
Директор представительства ООО "Альбакор Шиппинг" в Нижнем Новгороде Александр Сапаров, в свою очередь, предложил альтернативу трех- и пятитонным контейнерам: почтово-багажные отправки. А заодно заметил - для удачной работы грузоотправителям нужно предоставлять различные преференции.
- Сейчас многие грузы мы вынуждены вначале везти для отправки в Москву, поскольку столичный комплекс обслуживает дешевле и быстрее, - заметил он. - Я готов работать с вами и даже готов переплатить, но пусть мне гарантируют доставку груза в срок. Если так будет со всеми, то даже автоперевозки упадут. А пока что ими пользоваться удобнее: перевозчики доставят груз от двери до двери.
Чтобы не возить воздух
В свою очередь, начальник Горьковского ТЦФТО Андрей Козырев напомнил: любой бизнес можно развивать в двух направлениях - либо повышать тарифы, либо снижать эксплуатационные расходы. Среднетоннажные контейнеры уходят в историю, но в то же время мелкие отправки должны быть обеспечены. Правильным решением может быть создание "единого окна" для клиентов.
ОАО "РЖД Логистика" при этом может и должна выступить консолидатором.
- Что касается преференций, это правильное предложение, но нельзя работать в убыток, - отметил Андрей Козырев. - Потому сейчас в ОАО "РЖД" внедряются технологии, снижающие расходы. Вот и ОАО "РЖД Логистика" не создает свою, новую, а использует имеющуюся нашу структуру агентств. Мы создали контакт-центр, который позволяет взаимодействовать с клиентами из других, труднодоступных районов. Сейчас грузы на Горьковской железной дороге отправляют 256 станций. Но если надо забрать тонну груза из района, где нет станции, мы сможем выстроить логистическую схему и решить эту задачу.
Заместителю директора Горьковского филиала ОАО "ТрансКонтейнер" Алексею Кирпичникову давать комментарии к вопросу о необходимости консолидации грузов пришлось после ремарки Валерия Седунова. Тот, как и другие участники, склонен рассматривать компанию "РЖДЛ" не столько как "консолидатора", сколько как посредника, от деятельности которого цены на услуги вырастут еще больше. "Почему нельзя работать как раньше?" - спросил Седунов.
- Напоминаю: среднетоннажные контейнеры нерентабельны, - ответил Алексей Кирпичников. - Новой системы пугаться не надо. Когда она заработает, груз не станет лежать на складах по семь суток, поскольку будет создано продуктивное планирование перевозок.
Продолжая тему убыточности отправки грузов в малых контейнерах, Алексей Кирпичников привел пример станции Семенов, где за 2011 год погрузили 198 таких контейнеров, а выгрузили всего 18.
- Подавать порожние контейнеры - это значит везти воздух за тысячи километров, - отметил он. - Вот почему грузы нужно накапливать и отправлять в больших контейнерах. Что же касается ваших опасений по поводу увеличения цены на перевозки... Цены, наоборот, снизятся за счет того, что платить за один контейнер придется уже не одному, а двум и даже трем клиентам.
- Мы как перевозчики должны оказать помощь производителям продукции в снижении себестоимости, - подвел общий итог круглого стола начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун. - Мы активно занимаемся в последние годы созданием логистических центров. Начали эту работу в Свияжске, в Нижнем Новгороде на станции Доскино. Таким центром является и сормовский "Логопром", принадлежащий не ОАО "РЖД", но имеющий подъездные пути. Сейчас идет реализация принятой программы: создается разветвленная сеть ОАО "РЖД Логистика". Надо приступать к созданию базы для формирования грузов отправителей Чебоксар и Йошкар-Олы. Важно снять проблемы грузоотправителей. Да, среднетоннажные контейнеры не востребованы. Но очень актуальной остается проблема мелких отправок. И мы будем ее решать. Отмечу и то, что выгодны перевозки и в почтово-багажных поездах. Они активно используются, например, кировскими отправителями в адреса Республики Коми. Производитель сам может выбирать, с кем и как ему работать.
Справка:
В 2012 году компания "РЖД Логистика" перевезла 1,5 млн тонн грузов железнодорожным транспортом, 12 тыс. тонн - автомобильным. На терминалах перегружено 30 тыс. тонн, в портах перевалено 5 тыс. тонн, морским фрахтом перевезено около 4 тыс. тонн. За период с июня 2011 по июнь 2012 года взяты обязательства перевезти 3,3 млн тонн грузов.
Компания активно расширяет агентскую сеть. Планируется в разы увеличить географию обслуживания за счет использования агентской сети ФТО.
Фото: ТрансКонтейнер
Волжская магистраль