← Логистика, грузы

Железнодорожные операторы РФ отмечают резкий рост поставок кокса из России на Украину

Железнодорожные операторы отмечают резкий рост поставок кокса из РФ на Украину в августе 2014 года, связывая это с обострением политической ситуации в Донецкой и Луганской областях.
"В 2014 г. поставки российского кокса на этом направлении увеличились в 2,5 раза, причем самый масштабный рост произошел в августе 2014 г. (в 6,2 раза по сравнению с июлем). Рост экспорта кокса на Украину может быть связан с тем, что производство кокса украинскими коксохимическими предприятиями могло быть существенно снижено из-за нестабильной политической обстановки в стране", - заявил "Интерфаксу" эксперт информационно-аналитического центра Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) Игорь Лебедь.
В этой связи он также отметил, что в августе изменился и тренд в поставках украинского угля в РФ - их объем составил всего 3,7 тыс. тонн, что в 10 с лишним раз меньше, чем в августе 2013 г., тогда как в течение 2014 г., несмотря на военные действия в угледобывающих регионах, отправки росли примерно на 6% к уровню 2013 г. "Это говорит о том, что, скорее всего, угледобывающая промышленность Украины частично остановлена из-за военных действий в Донбассе", - считает аналитик.
В целом же в январе-августе 2014 г., по данным информационно-аналитического центра СОЖТ, экспорт товаров из России на Украину по железной дороге незначительно сократился: на 2,1%, до 12,6 млн тонн. Основной вклад в снижение внесли сегменты транспортировки строительных грузов (упали на 17% по сравнению с 8 месяцами 2013 г.), черных металлов (-43%) и нефтяных грузов (-8%).
Что касается импорта грузов по железной дороге с Украины в РФ, то его падение более существенное: за 8 месяцев 2014 г. он составил 21,4 млн тонн, что на 15,4% меньше, чем за тот же период 2013 г. "Столь значительное сокращение в основном связано со снижением перевозок минерально-строительных грузов: в январе-августе 2014 г. в Россию было ввезено 17,4 млн тонн таких грузов с Украины, что на 13,3% меньше, чем за 8 месяцев 2013 г. Наиболее сильно (на 11,3%) просели поставки щебня, которые стабильно росли все предыдущие годы, и занимают 70% всего украинского импорта в Россию", - отмечает эксперт информационно-аналитического центра СОЖТ.
По его мнению, отчасти это объясняется завершением олимпийских проектов в РФ: по крайней мере, динамика перевозок украинского щебня в течение 2014 г. полностью повторяет общую тенденцию с перевозками строительных грузов в России, где после проведения Олимпиады в Сочи потребность в строительных грузах значительно снизилась. В то же время эксперт напомнил, что российские производители инертных материалов в последние годы неоднократно просили Федеральную антимонопольную службу РФ ограничить импорт украинского щебня, хотя против заградительных пошлин выступали потребители, так как украинский щебень дешевле российского при аналогичном качестве. "Глава министерства транспорта РФ Максим Соколов в сентябре в рамках инвестиционного форума в Сочи заявил о возможности ограничения поставок щебня с Украины. В случае введения подобных ограничений следует ожидать дальнейшего снижения поставок украинских строительных грузов", - считают в СОЖТ.
Кроме того, в конце августа ОАО "РЖД" также приняло решение повысить на 13,4% тарифы на перевозки грузов с Украины на станции курского, рязанского и смоленского направлений Московской железной дороги (МЖД), а также направления Москва - Санкт-Петербург, расположенных в пределах Подмосковья с небольшими исключениями. Повышающий коэффициент будет распространяться на ж/д импорт грузов через все сухопутные российско-украинские пограничные переходы МЖД и Юго-Восточной железной дороги. При этом перевозки грузов с Украины через пункты пропуска Рудня, Красное, Сураж и Злынка на границе РФ и Белоруссии будет осуществляться по действующим тарифам. "Повышающий коэффициент введен в связи с перегруженностью инфраструктуры МЖД для частичной переориентации импортных грузопотоков", - заявлял в этой связи представитель РЖД. Наценка "вступит в силу установленным порядком" (в течение месяца после официальной публикации в корпоративной газете монополии). "Следует отметить, что по данным экспертов, более 80% поставок украинского щебня по железной дороге в Россию приходится именно на московский регион", - указал эксперт информационно-аналитического центра СОЖТ.
Как отмечают эксперты партнерства, по итогам 8 месяцев 2014 г. значительно упали перевозки черных металлов из Украины в РФ (на 34% по сравнению с тем же периодом 2013 г.). Поставки украинской руды по железной дороге также снизились на 10%. В целом глобального изменения структуры импорта товаров в Россию с Украины, считают в информационно-аналитическом центре СОЖТ, стоит ожидать не ранее 2016 г. после возможного вступления в силу договора об ассоциации Украины с Евросоюзом.
Совет железнодорожных операторов был создан в 2009 г. крупнейшими владельцами грузовых вагонов в РФ. Партнерство представляет их интересы при решении вопросов нормативно-правового, тарифного и технологического регулирования в железнодорожной отрасли, участвует в формировании новой технологии управления перевозками в условиях реформы этой сферы. Сейчас в совет входит 30 компаний, контролирующих около 70% парка подвижного состава в РФ.
РЖД-Партнер