Увеличение вакантных площадей в секторе складской недвижимости закономерно, считает руководитель проектов департамента стратегического развития NAI Becar Наталья Куваева.
По ее словам, это связано с резким ростом ввода в эксплуатацию качественных складских помещений.
"На фоне общей нестабильности и увеличения стоимости заемного финансирования маловероятно, что в 2015 году к реализации будут заявлены новые комплексы. Исключение - объекты по схеме build-to-suite под конкретного арендатора. Уже строящиеся объекты будут завершены", - комментирует эксперт.
По данным Н. Куваевой, сегодня основные логистические хабы находятся в Москве - около 10,1 млн кв м, в Санкт-Петербурге - около 2,2 млн кв м, в Новосибирске - около 0,7 млн кв м и в Екатеринбурге - около 0,7 млн кв м. Достаточно крупные транспортные узлы, а, следовательно, и складские мощности, расположены в Казани (0,4 млн кв м), Нижнем Новгороде (0,3 млн кв м), Ростове-на-Дону (0,3 млн кв м) и Самаре (0,2 млн кв м).
По ее словам, на рост вакантных площадей повлияли макроэкономические события как в мире, так и в самой России. Также важную роль в снижении или увеличении спроса на складскую недвижимость будет играть арендная ставка.
"Несмотря на то, что по сравнению с 2013 годом средняя арендная ставка упала примерно на $10-15, прогнозировать как будет меняться аренда сейчас сложно. Сегодня на рынке в качестве тенденции можно отметить переход арендодателей и арендаторов на рублевые договоры аренды. Если же договоры оформлены в валюте, то ставка фиксируется на уровне 40-50 рублей", - поясняет Н. Куваева.
РЖД-Партнер