← Логистика, грузы

В обозримой перспективе ритейл не откажется от автотранспорта - мнение

Дмитрий Мальцев, директор по управлению цепями поставок O"STIN: Полагаю, что в обозримой перспективе масштабной смены типа транспорта, используемого для грузоперевозок в сфере ритейла, не будет. Пока рынок автомобильных транспортных услуг не сдвинулся по ценам, и заметных изменений тарифов нет. Насколько я понимаю, ситуация, связанная с введением сбора платы с большегрузных автомобилей на федеральных трассах, существенно коснется грузовладельцев и перевозчиков, перегружающих машины сверх меры, т. е. далеко не всех. Когда же нововведения приведут к заметному росту тарифов, у ритейлеров будет прямой смысл смотреть на железную дорогу как вариант для доставки товаров для розничных сетей.
Теоретически, железнодорожные компании имеют потенциал в сфере логистики потребительских товаров. Россия вошла в кризис. Большинство ритейлеров сейчас пересматривает свои расходные статьи и ищут экономически стабильных партнеров. Если говорить о среднем бизнесе в отрасли потребительских товаров, то транспортная составляющая расходов хоть и не является критически высоким показателем затрат для предприятий, но все равно стала объектом пристального внимания.
Важным показателем для конкретной розничной сети является сумма товара в одной разовой поставке в магазин и стоимость транспорта для этой конкретной поставки. Но тут опять, сколько розничных сетей, столько и показателей. С одной стороны, требования по точности и надежности перевозок повысились, с другой, никто не готов серьезно повышать расходы. В этом случае появление нового игрока высокой категории надежности будет востребовано.
Для среднего бизнеса железнодорожные перевозки являются привлекательными из-за относительно высоких скоростей доставки, стабильных временных показателей вне зависимости от сезона (в стране, где на огромных территориях снег лежит по полгода, это очень важно) и практически всепроникающей способности (большинство населенных пунктов так или иначе имеют железнодорожное сообщение с крупными транспортными узлами). Это основные конкурентные преимущества железных дорог перед автоперевозками.
Но необходимо и честно сказать о текущих недостатках железнодорожных компаний. В первую очередь это отсутствие гибкости и оперативности в предоставлении услуг, усложненные процедуры оформления груза на доставку (документооборот, требования по упаковке) и неклиентоориентированная претензионная работа. Внешне, на сайте компании все выглядит очень современно, а вот на практике проблемы могут возникнуть почти на каждом этапе перевозки. Сейчас конкуренция среди автоперевозчиков привела к очень серьезному росту качества услуг в небольших транспортных компаниях. Персональные менеджеры, закрепленные за клиентом, реально решают все проблемы почти круглосуточно. Случаи потери или порчи груза (а куда без этого в логистике?) разбираются в упрощенном порядке. Словом, за клиентов держатся.
Железнодорожники должны четко отслеживать цены автотранспорта и конкурировать с ними. К конкурентному преимуществу по доставке в труднодоступные места может добавиться и удобство работы через одно окно. Потенциально на железную дорогу можно переводить любые товары средней и "средней минус" ценовой категории, не требовательные к температурным режимам. Если поставить под контроль влажность внутри вагона, то можно перевозить обувь, одежду, игрушки, полиграфическую продукцию, мебель, строительные и отделочные материалы.
РЖД-Партнер