← Топливо, масла и автохимия

"Роснефть" предложила заправкам платить акцизы вместо НПЗ

Глава "Роснефти" Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина поручить правительству перенести уплату акцизов с производителей нефтепродуктов (нефтеперерабатывающих заводов, НПЗ) на АЗС. Об этом говорится в его письме от 29 ноября 2017 года, у РБК есть его копия, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник.
На письме стоит резолюция Путина: "Новаку А.В. (министр энергетики. - РБК), Силуанову А.Г. (министр финансов. - РБК) доложить согласованную позицию".
Сечин уже больше года предлагает разные способы поддержки нефтепереработки. Но предложение перенести акцизы на АЗС появилось в списке предложений впервые. Представители "Роснефти" и ?Путина не ответили на запросы РБК.
По перерабатывающей отрасли ударили налоговые маневры, которые правительство провело в 2013-2016 годах, поясняется в письме Путину. Отсутствие стимулов для эффективности этого бизнеса - один из ключевых факторов, который давит на котировки "Роснефти", добавляет Сечин. Он просит синхронизировать принятие нового налога на дополнительный доход (НДД, будет взиматься с финансового результата - выручки за вычетом расходов на добычу и транспортировку), который должен заработать с 1 января 2019 года, с поддержкой нефтепереработки. Действующая налоговая система "препятствует завершению программы модернизации заводов "Роснефти" и создает "системные риски в области стабильного обеспечения нефтепродуктами российских потребителей, включая наиболее уязвимые с точки зрения логистики регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока", предупреждает глава "Роснефти".
Сейчас акцизы на топливо, которое продается на внутреннем рынке, платят НПЗ. "Роснефть" за девять месяцев 2017 года продала 82,5 млн т нефтепродуктов, из них на внутреннем рынке - около 15%, в том числе через собственные АЗС - 5%. Компания платит акцизы со всего объема продаж на внутреннем рынке, но, если ее инициативу поддержат, налоги на топливо, которое компания продает оптом, станут платить его покупатели - владельцы независимых АЗС, объясняет аналитик АКРА Василий Танурков. Речь идет о сумме 140? млрд руб., подсчитал он.
Другой вопрос - как этот "выигрыш" распределить, замечает Танурков. Вряд ли "Роснефть" оставит оптовые цены для АЗС на прежнем уровне - в этом случае заправкам придется увеличить стоимость бензина для автомобилистов на 9-10 руб. за литр или начнутся массовые банкротства, говорит он, подчеркивая, что это нереалистичный сценарий. "Роснефть" теоретически может снизить оптовые цены для АЗС, но не на размер акциза, а, например, на 80% и таким образом увеличит маржу своих заводов, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Впрочем, даже это при неизменных розничных ценах может спровоцировать банкротства частных автозаправочных сетей, которые и сейчас работают с маржой всего около 10% и на одном литре бензина зарабатывают примерно 3-5 руб., предупреждает Танурков.
АЗС фактически будут оплачивать модернизацию НПЗ, заключает эксперт. "У заводов вырастет оборотный капитал, а у компании не будет болеть голова, как максимально переложить рост акцизов в конечную стоимость топлива", соглашается с ним федеральный чиновник, знакомый с письмом Сечина.
Перенос уплаты акцизов на АЗС приведет к проблемам с пополнением бюджета и дорожных фондов, сказал РБК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. "Мы это уже проходили: в начале 2000-х годов Министерство по налогам и сборам попыталось переложить акцизы на АЗС, но через полгода отказалось от этой схемы: потому что АЗС правдами и неправдами уходили от уплаты налогов", - напоминает Аркуша. Администрировать 28 заводов или 20 тыс. заправок - это огромная разница, объясняет он. Вряд ли предложение "Роснефти" поддержат: нет смысла дважды наступать на одни и те же грабли, заключает эксперт.
В 2017 году, по данным Росстата, цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в России выросли на 7,7 и 7%, до 38,01 и 41,09 руб. за литр, соответственно, говорит гендиректор "Аналитики товарных рынков" Михаил Турукалов. При этом инфляция росла почти втрое медленнее - на 2,5%. Большое влияние на цены оказывают налоги - их составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%, разъяснила во вторник, 23 января, пресс-служба ФАС. В этом году акцизы вновь вырастут, кроме того, из-за роста мировых цен на нефтепродукты экспортировать из России бензин и дизтопливо сейчас выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. В результате в 2018 году цены на топливо могут продолжить рост и без переноса акцизов на АЗС, указывает он.
Минфин против предложения "Роснефти", оно не имеет смысла, следует из ответа РБК представителя министерства. Значительный объем нефтепродуктов (около 30%) в принципе не реализуется через розничную сеть, отсутствие контроля за движением нефтепродуктов, реализуемых без акцизов в опте, неизбежно привело бы к увеличению нелегального оборота этих товаров, объяснил он.
Представители Минэнерго и ФАС пока не ответили на запросы РБК.
Нефтяники не первый раз предлагают перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС. Например, с таким предложением главы крупнейших нефтяных компаний России обращались к президенту Владимиру Путину в марте 2016 года (письмо нефтяников цитировал "Интерфакс"). Тогда правительство решило увеличить акцизы, и компании хотели разделить налоговую нагрузку с потребителями. "Природа акциза как косвенного налога фактически предполагает перенос бремени уплаты акциза на конечного потребителя при реализации на автозаправочных станциях", - говорилось в письме. Но тогда Минфин резко выступил против и реформа акцизов не состоялась.
РБК