← Топливо, масла и автохимия

Эксперты рассчитали уровень повышения пошлины на экспорт бензина для остановки роста его цены

Экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо необходимо повысить в три и два раза соответственно, чтобы остановить рост цен на топливо. Об этом говорится в исследовании агентства «Аналитика товарных рынков».

Как отмечается в исследовании, расчеты показали, что при цене нефти $77–78 за баррель и курсе доллара в 62–63 руб. биржевые цены на нефтепродукты по-прежнему ниже экспортного паритета. За 25–31 мая средний экспортный паритет для трубопроводных партий дизтоплива производства Московского НПЗ с учетом пониженного на 2 тыс. руб. акциза составил 50,026 тыс. руб. за тонну. Этот же показатель в рублях за литр, увеличенный на 5 руб. (издержки и заработок розничного продавца) составил 46 руб. за литр, что превышает среднюю цену АЗС в Москве. Такой же экспортный паритет в рублях за литр плюс 5 руб., но с пошлиной в 60% от нефтяной вместо 30%, составляет 43,6 руб.

«Таким образом, повышение экспортной пошлины на дизтопливо в два раза потенциально может остановить рост цен товара на АЗС», — отмечают эксперты.

«В случае автобензина целесообразна экспортная пошлина в 90%. Ее введение снизит экспортный паритет для товара Московского НПЗ в рублях за литр +5 руб. до 42,2 руб. за литр. Это ниже актуальной розничной цены бензина Регуляр-92 на большинстве московских АЗС», — говорится в исследовании.

В июне экспортные пошлины на автобензин и дизтопливо находятся на уровне $39,5 за тонну, что составляет 30% от ставки на нефть ($131,8 за тонну).

Как отмечает «Аналитика товарных рынков», бюджет потеряет из-за снижения акцизов, но компенсирует потери за счет пошлин. По оценкам экспертов, за счет экспорта дизтоплива с повышенной пошлиной дополнительные доходы бюджета могут составить примерно 90 млрд руб. в год при текущей конъюнктуре мирового рынка и курсе рубля.

При этом повышение бензиновой пошлины до запретительного уровня должно быть комплексным, говорится в исследовании. Ставку в 90% от нефтяной необходимо распространить не только на автобензин, но и на сырье и компоненты бензина: нафту, алкилат и бензин каткрекинга. Это наиболее распространенные позиции, которые экспортируются вместо товарного бензина и при этом существенно влияют на бензиновый пул НПЗ. В таком случае допдоходы бюджета могут составить еще примерно 70 млрд руб. в год.

По мнению экспертов, чтобы произошедшее снижение акцизов и обсуждаемый рост пошлин не вылились в значительную премию к экспортному паритету, необходимо значительно повысить нормативы продаж нефтепродуктов на бирже. Внутреннему рынку необходим норматив продаж бензина на уровне 35% от производства и дизельного топлива — 15–20% от производства.