← Автосервис, запчасти, шины

Участок сборки редуктора на заводе запасных частей и компонентов КАМАЗа получил звание эталонного

Едва успев переехать на новое место, участок сборки редуктора привода ТНВД на заводе запасных частей и компонентов получил звание эталонного. Ещё бы: ведь идеи, как лучше обустроить рабочее место – чтобы всё было эргономично и под рукой – были взяты непосредственно у самого работника сборки. А кто лучше него сможет объяснить, как выполнить ту или иную операцию быстрее и эффективнее?

Помимо редукторов, на участке собирают ремкомплекты (около 10 видов) и водяные насосы. Все комплектующие и операции теперь сосредоточены здесь, на территории около 80 кв. метров. Тут же организовано рабочее место по упаковке запчастей. «До появления участка комплектующие находились в разных местах, рабочим приходилось тратить массу времени на лишние перемещения и поиски нужных деталей. Испытательный стенд для проверки редукторов на герметичность и вовсе располагался в сотне метров от сборки, а теперь он буквально в двух шагах. Собрав редуктор, наладчик сразу его тестирует и складирует в тару», – сообщил замначальника цеха 016 по технической части Азат Салахов.

Главная достопримечательность эталонного участка – агрегатно-сборочный стенд, на котором выполняется установка и сборка узлов редуктора. На первый взгляд он похож на карусель, как его, кстати, и прозвали работники. В верхней части конструкции установлены светильники – ручная сборка требует хорошего освещения; также к верху крепятся пневмогайковёрты, находящиеся от наладчика на расстоянии вытянутой руки. По центру расставлены ящики с комплектующими – распределитель работ наполняет их перед началом каждой смены, чтобы круговой мини-конвейер не простаивал ни минуты. Вдоль стола протянут рельс, по которому ездят «спутники» – приспособления, на которые устанавливается редуктор при сборке. Их конструкция разработана совместно с наладчиком, настоявшем на использовании поворотного механизма, позволяющего крутить редуктор при сборке в разные стороны. Спроектированы и изготовлены «спутники» на РИЗе. Прежде сборка происходила на столах так называемым отвёрточным методом. «Это было неудобно и затратно по времени», – вспоминает наладчик Асгат Шайдуллин. Именно ему принадлежат идеи того, что и как должно располагаться на стенде. Можно сказать, он придумал для себя рабочее место мечты: удобное и где всё под рукой.

Собирать редукторы привода ТНВД на ЗЗЧиК начали в 2018 году. К 2020-му все операции по сборке, испытаниям, упаковке готовой продукции были перенесены на новый участок. К концу года участок защитил статус эталонного. Экономическая эффективность организации нового участка просчитана в рамках кайдзен-проекта – более 500 тыс. руб. в год. Она складывается из средств, сэкономленных благодаря повышению производительности труда, исключения потерь, устранения травмоопасных ситуаций.

Пока на участке производят 250-300 редукторов в месяц, но уже в текущем году планируется довести ежемесячный выпуск до 1000 штук. В настоящее время основной объём этих деталей поставляют на завод двигателей другие предприятия, но уже в скором времени полностью закрывать потребность в них планирует ЗЗЧиК – всё необходимое для этого на заводе уже имеется.

Редуктор привода ТНВД применяется в составе камазовских двигателей мощностью от 360 л.с. и выше с системой впрыска Common Rail. Подача дизтоплива под давлением способствует увеличению эффективности работы мотора. Среди преимуществ системы Common Rail – уменьшение расхода горючего, увеличение мощности двигателя, снижение показателя токсичности выхлопных газов.