На выставке «КомТранс-2021» от обилия техники на всевозможных шасси КАМАЗ глаза разбегались. И мы чуть было не прошли мимо, казалось бы, уже привычного КамАЗа-5490. Но стояла машина на стенде не камского завода, а ЗАО «Капри». Пригляделись — и вот оно что: во-первых, это газомоторный экземпляр. Во-вторых, с подъёмной задней осью. И в-третьих, это целый автопоезд для перевозки нефтепродуктов.
На шасси установили цистерну чемоданного сечения объёмом 16 кубометров. А к нему присоединён двухосный полуприцеп с ёмкостью такого же типа, только на 15 кубометров. Чемоданное сечение, по словам разработчиков, имеет низкий центр тяжести, что очень хорошо сказывается на аэродинамических свойствах автопоезда, положительно влияет и на расход топлива, и на устойчивость, управляемость на дороге.
«Данный автопоезд предназначен для обслуживания сети АЗС Neste, поэтому он укомплектован насосом, счётчиком, топливораздаточным пистолетом со шлангом 50 метров. Уникальность данного транспортного средства заключается в том, что он, в принципе, по качеству не уступает европейскому. При производстве прицепов мы используем осевые агрегаты фирмы BPW, которые зарекомендовали себя на нашем рынке очень хорошо.
А всё остальное, раму и саму цистерну делаем сами. То есть поставляем готовые транспортные средства, выписываем на него ПТС, оно имеет все сертификаты и одобрение типа транспортного средства, что позволяет выпускать подобные виды техники. Всё сертифицировано, наши прицепы прошли испытания на полигоне в Димитрово», — рассказывает заместитель генерального директора ЗАО «Капри» Юрий Гаврилов.
Автопоезд снабдили системой нижнего налива и рекуперации паров. Запорная арматура импортная, от Civacon. А вот крышки горловин — собственного производства. От итальянских решили отказаться в целях экономии и повышения локализации. Наши крышки успешно выдержали все необходимые испытания и полностью удовлетворяют требованиям ДОПОГ. Присутствует и защита от ошибки водителя: если он или оператор АЗС забыл закрыть донные клапаны, то тормозная система перейдёт в режим блокировки и не даст тронуться с места.
«Автопоезд полностью соответствует требованиям ДОПОГ, здесь все электронные приборы исполнены во взрывобезопасном исполнении. Цистерна алюминиевая, поэтому полностью исключено искрообразование, что может послужить причиной пожара. А так как машина с системой нижнего налива и рекуперации, то не происходит выброс бензиновых паров в атмосферу в момент заправки нефтепродуктом на автозаправочной станции, это экологически чистый автопоезд», — подчёркивает г-н Гаврилов.
Кстати, ЗАО «Капри» производит и полуприцепы-цистерны. Так вот, по заказу их тоже могут сделать с одной или двумя подъёмными осями. Доступны вариации с подруливающей осью. Кроме того, в арсенале конструкторов предприятия цистерны для перевозки метанола и сернокислого алюминия. Конструкцию выполнили из нержавеющей стали, из этого же материала запорная арматура, а уплотнители — из фторопласта.
Опционально любую свою продукцию производитель может оснастить системой, сигнализирующей о полноте наполнения ёмкости и слива. Благодаря этому оператору не нужно подниматься на верх цистерны для контроля полноты её наполнения и слива, что значительно повышает безопасность обслуживания транспортного средства и сокращает время его простоя на АЗС.
Кроме техники, предназначенной для перевозки нефтепродуктов, ЗАО «Капри» производит также полуприцепы-цистерны для метанола и других технических жидкостей. Так, недавно была изготовлена партия полуприцепов-цистерн из нержавеющей стали для перевозки раствора сульфата алюминия.