← Логистика, грузы

В Литве застряли около тысячи вагонов, следующих в Калининград

Около тысячи вагонов, следовавших в Калининград с основной территории России, были задержаны в Литве. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) в Минтранс от 13 апреля. По данным издания, речь идет в том числе о цистернах с нефтяными грузами.

В письме сказано, что по требованию литовских властей там проводятся длительные — от 7 до 14 дней — проверки номенклатуры перевозимого товара, сведений о платеже за перевозку по литовской территории на предмет соблюдения антироссийских санкций. Из-за этого и задерживается транзит.

В документе также уточняется, что также «системный характер» носит «порча (путем нанесения граффити) посторонними лицами вагонов, следующих через территорию Литвы». При выезде факт повреждения вагонов не фиксируется.

Один из крупнейших российских грузоперевозчиков, компания Railgo не допускает к погрузке в Литву вагоны, чьи собственники находятся под санкциями.

«Поэтому пока проблем с их возвратом в РФ не возникает. Вместе с тем около 30 наших лизинговых цистерн остаются в Финляндии. Ведем переговоры о возврате, но пока ситуация не решена», — рассказал председатель правления Railgo Рахман Халилов.

Союз операторов железнодорожного транспорта просит правительство рассмотреть способы снижения рисков при перевозках через «недружественные» страны. Речь идет, в том числе, о перспективе возмещения операторам стоимости утраченных на территории Литвы вагонов, формировании страхового продукта (с госсубсидиями по выплатам) по нивелированию этих рисков или привлечения для их перестрахования Российской национальной перестраховочной компании.

В документе также говорится, что паромная переправа Усть-Луга—Балтийск достигла максимума своей провозной емкости. Поэтому СОЖТ просит укомплектовать маршрут необходимым количеством морского транспорта и перевести с других направлений как минимум четыре скоростных грузопассажирских парома типа ро-ро.

Издание отмечает, что в марте железнодорожные операторы стали отказывать российским грузоотправителям в предоставлении цистерн для транзита в Калининградскую область, опасаясь потерять вагоны из-за санкций ЕС и США. Следствием этого стал дефицит топлива на заправках региона.

Сейчас возникшие перебои с поставками дизельного топлива в Калининградскую область уже решены, считает аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Мария Арье. По ее словам, железнодорожные поставки в регион за первые 10 дней апреля в среднесуточном выражении увеличились до 2,2 тыс. тонн, что в 2,4 раза выше относительно среднего мартовского значения и в 2,7 раза — относительно 24 докризисных дней февраля. В первую неделю апреля наблюдался прирост запасов дизтоплива на местных нефтебазах: к 7 апреля запасы увеличились в 2,2 раза относительно начала месяца — до 16,5 тыс. тонн.

Руководитель пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков пояснил, что проблема с застрявшими в Литве вагонами была решена. «Это те самые вагоны, которые в итоге приехали в регион. И проблема там была с логистами, которые были в санкционном списке», — сказал он.

С 16 апреля, из-за начала действия пятого пакета антироссийских санкций калининградские перевозчики не смогут возить грузы из Европы в область. Руководители транспортных и логистических компаний Калининграда оценивают ситуацию как стабильно напряженную и ждут решения российских властей по дальнейшему вектору грузоперевозок. Подробнее — в материале РБК Калининград.