← Негабаритные и опасные грузы

Ближний Восток и Турция скупают танкеры для российских нефтепродуктов

Компании Ближнего Востока и Турции скупают специализированные танкеры накануне введения санкций Запада против российских нефтепродуктов. Также поступают и европейские судовладельцы. Запрет на импорт российских нефтепродуктов в ЕС приведет к перенаправлению потоков и удлинению маршрутов. Владельцы купленных судов могут рассчитывать хорошо заработать на своих услугах.

По данным судовых брокеров, только на прошлой неделе турецкие и ближневосточные компании купили восемь танкеров по перевозке нефтепродуктов. Так, по данным Banchero Costa, 14-летние Lumen N и Aurora N продали неизвестным турецким компаниям, которые заплатили за них по $ 23 млн. В то же время Compass Maritime сообщает о том, что греческая танкерная империя Tsakos Group рассталась накануне санкций к российским нефтепродуктам со всем свои флотом по перевозке топлива. За шесть танкеров возрастом почти 18 лет ближневосточные покупатели заплатили $ 126 млн. По $ 21 млн — за штуку.

«Очень солидная цена для таких старых судов, по оценке VesselsValue. Цакос выбрал монетизацию к дедлайну 5 февраля», — пишет в Twitter специализирующийся на судах инвестор Эдвард Финли-Ричардсон. Год назад стоимость судов была в два раза ниже.

5 февраля Евросоюз запретит импорт нефтепродуктов из России и вместе с «Большой семеркой» установит лимит цен на них для третьих стран. В результате российским компаниям придется перенаправлять поставки на более удаленные рынки. По данным навигационного портала Vesselfinder, часть грузов российских нефтепродуктов уже направляется в Южную Америку, Африку и на Ближний Восток.

Санкции и перенаправление продукции требуют дополнительного флота танкеров, чьи владельцы, как и по нефти, инвестировали в рисковые операции, но собираются на них неплохо заработать. В Москве признают, что дисконт на нефть сорта Urals вырос из-за слишком высокой ставки фрахта. Она может доходить до трети стоимости всей нефти. При этом, как писало EADaily , роль серого флота пока преувеличена. При доставке нефти из портов Балтики их количество не превышает и 30% задействованного флота и сравнимо с греческими судовладельцами, которые продолжают возить российскую нефть, так как лимит цены не превышается из-за высокой скидки.

Европейским потребителям также придется менять маршруты импорта. И, например, на прошлой неделе судовладелец Torm купил сразу четыре танкера у трейдера Glencore, по данным брокера Compass Maritime. Они обошлись норвежской компании в $ 130 млн.