XII международный транспортный форум "ЮгТранс-2016", как всегда, стал площадкой для обмена мнениями, попыток найти решение ключевых вопросов развития транспортного комплекса Азово-Черноморского региона и страны в целом, сломать стереотипы. Живые дискуссии вылились в резолюцию, которая пойдет по инстанциям, имеющим влияние на транспортно-логистическую систему региона.
Десятьлет на форуме обсуждались проблемы оптимизации таможенных процедур, перспективы загрузки своих мощностей, развития инфраструктуры. В 2016-м изменения в повестку дня внесли бойкот Турции, санкции, ограничения сотрудничества между Россией и Евросоюзом, поиск новых партнеров. Общий вывод таков: южные регионы имеют высокий потенциал роста даже в кризисные годы.
- Состав участников у нас стабилен, - отметила в интервью "НН" модератор и один из спикеров форума, зампредседателя комитета по логистике ТПП РФ Людмила Симонова. - Человеку тяжело, пока он не привык к изменившимся условиям. В конце 2014 года, в связи с санкциями, многие участники рынка испытывали панику, было непонятно, куда идем. Потом стали приспосабливаться к новым реалиям - сокращали издержки, боролись за клиентов. И
сегодня многие компании прекрасно себя чувствуют, я знаю такие, которые смогли увеличить свои объемы на 70-100 процентов. Кто повышает качество услуг, предлагает новые технологии - тот выигрывает.
Прошлый год отрасль прожила в условиях снижения спроса на транспортные услуги, отметила Людмила Николаевна в своем докладе. По всей стране наблюдались отрицательная динамика грузоперевозок и минимальный рост грузооборота. Санкции и рецессия в экономике России привели к сокращению импортного грузопотока на 20 процентов, в сфере продовольствия падение составило 25 процентов, одна только доставка продовольствия из стран ЕС снизилась на 40 процентов. Доставка оборудования и транспортных средств по сравнению с 2014 годом также упала на 40 процентов. При этом незначительная положительная динамика транспортно-логистических услуг обеспечивалась исключительно ростом тарифов при общем снижении грузовой базы. Но
порты юга страны сохранили лидерство по темпам роста грузооборота за счет переориентации потоков. Если в целом по стране рост составил около 6 процентов, то в Азово-Черноморском регионе - больше 10 процентов.
Заметно прибавили Порт Кавказ, Туапсе и Тамань, в результате чего доля Новороссийска в региональном грузопотоке упала с 57 до 54 процентов. По данным доклада заместителя председателя комитета по логистике ТПП РФ, экспортный грузопоток в 2015 году вырос в среднем на 4 процента.
Анализировать ситуацию на рынке грузоперевозок непросто, заметила Симонова, корректность статданных вызывает у экспертов большие вопросы. К примеру,
все видят, что треть автомобильных перевозчиков после административного вмешательства со стороны государства ушли с рынка, но официальная статистика дает падение объемов в этом сегменте лишь на считанные проценты.
Повышенный интерес традиционно вызвало выступление представителя Новороссийского морского торгового порта. Многие были разочарованы, что заявленный в программе генеральный директор ПАО "НМТП" Султан Батов на форум не прибыл, вместо него выступил директор по проектам и развитию Александр Халезин. Его анализ распределения грузопотоков по региону (сам докладчик предпочел назвать это лишь справочным материалом), рассказ о перспективах развития портов вызвали у присутствующих самый живой отклик.
Прирост портовых мощностей НМТП к 2022году составит 29,4 млн тонн, озвучил прогноз г-н Халезин, ожидается прирост мощностей для обработки различных зерновых (6,2 млн тонн), навалочных (15 млн тонн), генеральных (3 млн тонн), контейнерных (4,2 млн тонн) и наливных (1 млн тонн) грузов. Это станет возможным после реализации проектов увеличения пропускной способности автомобильных и железнодорожных подходов к порту Новороссийск, масштабной реконструкции имеющихся причальных мощностей предприятий Группы НМТП.
В числе приоритетных проектов развития Группы Халезин назвал реконструкцию специализированного терминального комплекса перевалки зерна АО "Новороссийский зерновой терминал" и пристани №3 ПАО "НМТП", специализированных контейнерных терминалов АО "Новорослесэкспорт" и ПАО "НМТП", терминалов ОАО "НСРЗ" под навалочные грузы, а также нефтерайона "Шесхарис" и т.д. В частности, реконструкция терминала "Новорослесэкспорта" позволит увеличить перевалку контейнеров почти вдвое. В планах и строительство терминала по перевалке минеральных удобрений с объемом до 5 млн тонн в год.
- При динамике роста 2014-2015 годов к 2020-2022 годам мы собираемся выполнить полную программу наращивания объемов перевалки, по сухим грузам - практически в два раза, и достигнуть 156 миллионов тонн в целом по группе. За минусом того падения, который нам показывают нефть и нефтепродукты, - сказал Халезин.
- Мы не исчерпали объем роста, который можно выполнить на существующих мощностях, - особенно подчеркнул Александр Альбертович, противореча бытующему мнению. - Именно решение вопросов транспортного узла даст толчок к его дальнейшему развитию.
Главная задача - улучшение автомобильных и железнодорожных подходов к порту, эта транспортная проблема актуальна для всех портов Черноморского побережья. Логичным продолжением темы стал анализ изменения ситуации в регионе в связи со строительством морпорта в Тамани. Насколько это целесообразно? Кто эти грузы привезет и заберет?
- В реальности государству нужно вложить в возведение таманского порта около 120-150 миллиардов рублей, без учета средств инвесторов и независимо от выбранного места. Строительство нового порта целесообразно только при невозможности дальнейшего развития уже существующих портов, а такая возможность имеется, - заявил советник исполнительного директора НМТП Александр Халезин.
По его словам, государству гораздо выгоднее развивать существующую инфраструктуру НМТП, чем строить новый порт, новую дорожно-транспортную сеть и прочую инфраструктуру. Удельная доля капитальных вложений государства в проект порта Тамань - 1,3 тыс. руб. на тонну условного груза. А инвестиции в развитие транспортного узла НМТП - 0,9 тыс. руб. на условную тонну грузов.
Как всегда эмоциональным было выступление Александра Есипенко, директора Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов: время непроизводительных простоев судов в портах не сокращается, максимальное количество проверяемых документов превышает конвенционные требования в 11 раз, и проверяют их долго. Жаль, что в зале нет представителей Минтранса, которым надо бы это слышать.
Второй день работы форума был посвящен профессиональным экскурсиям на новороссийские транспортные предприятия. Особенно интересна была стройплощадка причала НУТЭПа, который после ввода в эксплуатацию будет единственным в Новороссийске, способным обслуживать океанские контейнеровозы.
Фото: vneshtrans-alliance.ru