Сложный негабарит требует нетривиальных транспортных решений, и здесь видим следующие слагаемые его успешной перевозки. Первое - это расчет транспортного средства и крепления груза. Расчет выполняется с помощью как технических средств, так и опыта и способностей перевозчика. Второе - это само полуприцепное, прицепное или модульное транспортное средство вкупе с тягачом или тягачами, либо самоходное. Третье слагаемое - это оснастка: универсальная либо индивидуальная, созданная специально для этого груза. Сюда входят специальные площадки, балки, рамы, а также ложементы, опорно-поворотные столы и другие приспособления для фиксации груза.
Современное машиностроение предлагает полный спектр слагаемых для реализации транспортных решений. Так, компания Goldhofer поставляет линейку модульных транспортных средств, которая позволяет составить конфигурацию под любой груз исходя из его габаритов, общей массы, распределения массы, высоты центра тяжести, самонесущих свойств груза. Конфигурация транспортного средства: число осей подбирается с помощью программных средств, разработанных самой компанией Goldhofer.
Возможность комбинировать модули позволяет составить любую конфигурацию, оптимальную не только в техническом, но и в финансовом плане. Компания также разрабатывает и изготавливает оснастку: площадки, балки, опорно-поворотные столы. Самая впечатляющая оснастка - это балочная ферма Faktor 5 для перевозки высококонцентрированных грузов, таких как трансформаторы. В максимальной комплектации грузоподъемность фермы - 600 т. Конструкция фермы рассчитана так, чтобы масса распределялась равномерно между передним и задним модулями.
Леонид Резанов, генеральный директор ООО "Атомспецстройтехника", г. Екатеринбург: "Наша компания называется "Атомспецстройтехника", является дочерним предприятием ООО "УК "Урал-энергострой" и была создана в 2005 г. для решения задач по механизации четвертого энергоблока Белоярской атомной электростанции БН-800. Это уникальный по размерам и мощности энергетический объект не только в нашей стране, но и в мире. В этом году году АЭС введена в строй и подключена к энергосистеме.
Реализация данного проекта потребовала комплексного подхода с применением уникальной строительной техники и высокотехнологичных инженерных решений. В 2008 г. мы приобрели 20 осей модульного трала Goldhofer THP/SL и балластный тягач MAN TG 41.660. Эта техника позволила нам решить практически все задачи по перевозке тяжелых грузов на данном объекте. Поскольку строительство впервые в мире велось прогрессивным методом параллельного монтажа, мы осуществляли транспортировку укрупненных блоков частей реактора из цеха сборки реактора непосредственно в монтаж. Масса блоков достигала 280 т с габаритами до 13 м в диаметре. Мы осуществили перевозку всех трансформаторов (массой до 275 т), балок мостовых кранов, укрупненных блоков свода реакторного отделения и другого оборудования.
Перевезли также статор генератора паровой турбины массой 380 т (общая масса автопоезда около 530 т) тралом Goldhoher в исполнении "side-by-side" 10+10 осей и двумя балластными тягачами.
Хотелось бы отметить, что такая "сцепка" (модельный трал Goldhofer THP/SL 20 осей и балластный тягач MAN) оказалась оптимальным решением для успешного выполнения целого комплекса задач по транспортировке негабаритных и особо тяжелых грузов".
Определенный интерес вызывает технология Double Rotating Axles (DRA), предлагаемая компанией Goldhofer для самоходных модулей PST/ES-E (285). Суть же технологии DRA в том, что осевой агрегат способен разворачиваться на 180°. А за счет того, что стойка агрегата смещена от вертикальной оси, в начальном положении колеса не выходят за габариты платформы, ширина по колесам составляет 2430 мм и колея 1510 мм, а в развернутом на 180° положении колеса выходят за габарит и ширина по колесам составит 2730 мм, а колея 1810 мм. Таким образом, в порожнем положении модуль укладывается в разрешенные габариты, и его можно перегонять, не оформляя разрешения, а перед погрузкой можно развернуть колеса, увеличив опорный контур. С колеей 1810 мм модуль PST/ES-E (285) имеет на 24% более высокую поперечную стабильность, нежели стандартный большегрузный самоходный модуль, что позволяет осуществлять перевозки самых сложных грузов с высоким центром тяжести. Стоит отметить экономическую составляющую данной технологии: когда ширины колеи одного модуля не хватает, а ставить два или полтора модуля в ряд и накладно, и слишком сложно для прохождения по маршруту, выбор очевиден - самоходные модули PST/ES-E (285).
Предложение Goldhofer включает и специфические решения, как, например, самоходный модуль с адаптером для перевозки лопасти ветрогенератора. В принципе, самоходный модуль можно было бы использовать в качестве базовой машины для тяжелого специального оборудования.
Компания Scheuerle предлагает исчерпывающую и самодостаточную гамму транспортных решений для перевозки тяжеловесных негабаритных грузов, в том числе самых сложных по размерам, форме и массе негабаритов. Эти решения, включающие самоходные и несамоходные модули и специальную оснастку, у нас хорошо известны и с успехом применяются в самых сложных по транспортным задачам и климатическим условиям проектах, например, на объектах Обской губы. Модульные транспортные средства Scheuerle покрывают все потребности в перевозке грузов до 16 000 т. Базовые варианты - серия EuroCombi с шириной 2430, 2500, 2550, 2750 мм с односкатной ошиновкой. Серия предназначена в основном для перевозки строительной техники. Линейка InterCombi - с шириной 3000 мм, с нагрузкой от 36 до 45 т на осевую линию. Линейка FlatCombi также шириной 3000 мм, но с очень малой высотой платформы в 980 мм. Самоходные модули исполняют как с электронной рулевой системой, так и с механической.
Для очень тяжелых грузов в несколько тысяч тонн компания предлагает специальную линейку SPMT (SelfPropelled Module Transporter) шириной 2430 мм, с межосевым расстоянием 1400 мм, рекордная перевозка на которых составила около 16 000 т.
Николай Глинкин, главный инженер ООО "СВ-Транс", Московская обл.: "В конце 2013 г. мы перевозили реактор гидрокрекинга для Комсомольского НПЗ. Стояла уже поздняя осень, по Амуру шла шуга и начинался ледостав, то есть мы успели пройти по последней воде. Реактор R-3201 вместе с ложементами и тумбами весил 1384 т. Перевозить решили вместе с приваренными к ложементам тумбами, чтобы не возиться дополнительно с их перевозкой. Реактор лежал на пяти ложементах заводского изготовления, его длина составляла 52 м, диаметр самой колонны - 5,2 м, ширина по ложементам - 8,5 м и высота - 6,3 м.
Использовали комбинированное транспортное средство, составленное из самоходных и несамоходных модулей Scheuerle - 36 самоходных осевых линий и 20 несамоходных, соединенных через специально изготовленные адаптеры. Таким образом, из модулей, выстроенных в колонну по два, сформировали автопоезд с 28 осевыми линиями шириной 6,3 м.
В Комсомольск-на-Амуре реактор прибыл водным путем на барже к собственному причалу Комсомольского НПЗ. Баржу завели к берегу и с помощью косяковых тележек подняли до уровня причала. Перекинули аппарель на носовую часть баржи, отсоединили тумбы от палубы, загнали под реактор наше транспортное средство, "отжали" гидравлической подвеской, закрепили реактор и выехали с баржи.
Маршрут от причала до НПЗ длиной 13 км проходил по технологической дороге, построенной на характерной для Дальнего Востока сильнопересеченной местности. Эта двухполосная дорога с покрытием из железобетонных плит строилась специально для доставки на НПЗ крупногабаритных грузов. Чтобы уклоны не превышали 5%, дорога делает четыре достаточно плавных поворота на 180°, тем не менее прохождение поворотов при таких габаритах транспортного средства представляло собой достаточно сложную задачу. Маршрут прошли со скоростью 1,5-2 км/ч за 8 ч.
Модули Scheuerle были использованы при монтаже реактора. Чтобы поставить такого рода колонну, обычно используют два крана - один поднимает верхнюю часть, второй, вспомогательный кран меньшей грузоподъемности удерживает и подводит нижнюю часть колонны. В нашем распоряжении был основной гусеничный кран Demag СС 8800 г/п 1600 т. Найти и доставить к месту монтажа еще один кран г/п минимум 800 т у нас не было возможности, и вместо него мы использовали транспортное средство из самоходных модулей SPMT со специально изготовленным опорно-поворотным столом, точнее кантователем. Кантователь представлял собой довольно мощное устройство, установленное в центре транспортного средства, составленного из использованных ранее самоходных модулей. Задача кантователя - удерживать низ колонны, одновременно продвигая его в направлении крана и постепенно переводя колонну в вертикальное положение.
Подъем колонны проходил следующим образом. Ложементы отсоединили от колонны. SPMT с кантователем в вертикальном положении подогнали к "юбке" колонны, соединили кантователь шпильками с "юбкой" колонны. SPMT приподнимала колонну с одной стороны, а головную часть поднимал кран. Разобрали тумбы и ложементы и убрали их, освободив место. Затем SPMT выполняла поступательное движение к крану, кран одновременно поднимал головную часть колонны, и таким образом колонна постепенно была выведена в вертикальное положение. Затем отсоединили кантователь от SPMT, транспортное средство вывели, колонну поставили на землю, отсоединили от кантователя, и кран перенес колонну на фундамент одним поворотом на 90°".
Scheuerle также предлагает специфические решения, как, например, модули переменной ширины с ножничным или телескопическим механизмом раздвижения. Такого рода решения востребованы на перевозках сравнительно легких, но крупных грузов, например сборных домов.
Самая новая разработка базируется на системе, аналогичной InterCombi, в комбинации с самым мощным силовым блоком в 1000 л.с. Самоходные модули в комбинации с таким силовым блоком в состоянии заменить до 10 тягачей на один-единственный, при этом развивать скорость до 25 км/ч. Это колоссальное облегчение технологии перевозки и значительная экономия затрат. Такая система применяется в основном при перевозке емкостей для НПЗ весом до 1300 т и более.
Нельзя не упомянуть и самое крупное изделие Scheuerle - балочную ферму STB 550 г/п до 550 т в зависимости от комплектации. В состав транспортного средства входят две несущие продольные балки, распределители нагрузки на модули, два опорно-поворотных стола, автономная гидравлическая система. Опорно-поворотные столы устанавливают на колесные тележки, составленные из самоходных или несамоходных модулей, в последнем случае необходимы седельно-балластные тягачи.
Модульные транспортные средства предлагает и оте-чественное машиностроение. Так, обширный модельный ряд компании "Уралавтоприцеп" включает несамоходные модули с числом осевых линий от двух до шести. Плюс к ним площадки для перевозки техники и неделимых грузов, опорно-поворотные столы и другая оснастка. Транспортные средства, составленные из поперечно и продольно соединенных модулей, позволяют перевозить груз до 2000 т. Для привода гидравлической маятниковой подвески и рулевого управления на свободное место на модуле или на тягаче устанавливают гидростанцию.
Евгений Москаленко, главный инженер транспортного цеха Ачинского НПЗ, Красноярский край: "Вот уже два года мы эксплуатируем 8-осный челябинский полуприцеп г/п 100 т, и я должен сказать, что он нас сильно выручает, когда груз слишком тяжел для обычных распространенных 3-4-осных полуприцепов-тяжеловозов, а заказывать модульное транспортное средство долго и дорого.
Так, в октябре 2015 г. мы с его помощью перевезли компрессор, который вместе с оснасткой и деревянным защитным чехлом или ящиком весил около 95 т. Размеры небольшие: 6 м в длину, 3 м в ширину и 3 м в высоту, но груз концентрированный, как раз под максимальную грузоподъемность нашего трала. Особенность этой перевозки состояла в том, чтобы правильно поставить груз на платформу. Задачу облегчало то, что на ящике был обозначен центр тяжести, и мы поставили его ближе к задней части полуприцепа, чтобы не перегрузить седельно-сцепное устройство тягача. Погрузка и разгрузка компрессора осуществлялась 200-тонным мобильным краном Liebherr.
Протяженность маршрута составила 7 км, проезд осуществлялся по дорогам общего пользования, в прокладке специального маршрута не было необходимости, так как нагрузка на ось транспортного средства была в допустимых пределах. Перевозка прошла быстро и гладко благодаря всем управляемым осям полуприцепа - мы без проблем вписались во все повороты и технологические проезды".
Что касается автомобильных полуприцепов, то в контексте перевозок сложных негабаритных грузов следует упомянуть топ-модель линейки ЧМЗАП - 8-осный полуприцеп ЧМЗАП-99908 по спецификации 010. Это один из самых грузоподъемных отечественных тяжеловозов, обладающий целым рядом достоинств и преимуществ. Полуприцеп раздвижной и может перевозить грузы длиной до 30 м. Двухступенчатый механизм позволяет удлинить грузовую платформу с 12 до 26 м с шагом в 1 м. Платформа делится на переднюю площадку с двумя осями и заднюю с шестью осями. Рычажная гидробалансирная подвеска обеспечивает плавный ход и регулирование высоты платформы при погрузке и разгрузке. Все оси полуприцепа с принудительным управлением, при этом передние оси подъемные. Безопасность в движении обеспечивает пневматическая двухконтурная тормозная система с EBS производства Wabco. Плавающий гусак позволяет подстраиваться под высоту ССУ тягача.
Техника "Тверьстроймаш" - находка для клиентов с самыми сложными и необычными задачами по перевозке негабарита. Конструкторские, технологические и производственные возможности компании позволяют вносить в конструкцию и комплектацию полуприцепа все необходимые изменения под специфические условия работы клиента. Недаром полуприцепы "Тверьстроймаш" часто используют для перевозки водного транспорта, сложных машин горнодобывающей отрасли, летательных аппаратов, монументов и других негабаритных грузов, даже не поддающихся классификации.
Любой специальный трал "Тверьстроймаш", как и тралы базовых серий, отличают усиленная рама и подвеска - с расчетом на сложные русские дороги и климат. А дальше все зависит от транспортной задачи.
Раздвижная грузовая платформа - для негабаритных по длине грузов. Подкатные сегменты - dolly - для сверхтяжелых грузов, когда необходимо перераспределить нагрузку между осями автопоезда.
Подъемные оси и системы принудительного поворота осей - для эффективных перевозок грузов, значительно отличающихся по весу. Максимально заниженная платформа или ниши для колесной техники - для больших по высоте грузов.
Александр Шарабрин, директор ООО "СпецТранс", г. Саратов: "Так как наше предприятие расположено в Саратове, то довольно часто нам приходится возить авиационную технику. Не так давно мы перевезли с Саратовского авиационного завода в один из подмосковных музеев самолет СУ-27. Использовали 3-осный полуприцеп г/п 40 т завода "Тверьстроймаш" в сцепе с тягачом КамАЗ. Особенность этой перевозки в том, чт о самолет везли целиком, с крыльями, боевой установкой, и везли быстро. Маршрут протяженностью около 1000 км прошли за двое суток, хотя ехали, как положено, в светлое время. Качественное исполнение полуприцепа, надежная подвеска, осевые агрегаты, сцепное устройство позволяют не беспокоиться о его техническом состоянии, а сосредоточиться на маршруте и пройти его с максимально допустимой скоростью, не задерживая других участников дорожного движения".
А еще манометры для определения реальной нагрузки на оси, Smart Board - для контроля работы жизненно важных систем полуприцепа, надежное и безопасное оборудование для крепления груза.
Вы можете выбирать среди множества моделей г/п от 15 до 80 т с подходящими длиной, высотой погрузки и шириной грузовой платформы.
Разумеется, на этом преимущества "Тверьстроймаш" не заканчиваются. Новый полуприцеп будет идеально соответствовать не только вашим грузам, но и действующим требованиям законов о перевозках. Это значит, что перевозки на таком полуприцепе будут максимально эффективными и выгодными для вас.
У компании Specpricep есть решения для сложных транспортных задач. Соединив платформы-модули Specpricep, можно перевозить грузы массой до 600 т без ограничений по длине и ширине, при этом составлять транспортное средство можно как продольно, так и поперечно, а также вставлять между колесными модулями грузовые платформы, балки или рамы. Кроме того, модули Specpricep стыкуются с аналогичными изделиями других производителей.
Гидравлическая маятниковая подвеска регулирует высоту платформы, ее наклон и угол поворота до +70°. Положение площадки всегда остается горизонтальным благодаря большому ходу подвески +300 мм. Модульные большегрузы позволяют сократить длину автопоезда и использовать при перевозке седельный или седельно-балластный тягач. Для особо длинных грузов используются поворотные столы, гидравлика которых позволяет поворачивать колеса модуля по траектории движения автопоезда. Столы выдерживают нагрузку до 300 т и облегчают маневрирование с грузом длиннее 30 м. Оптимальную нагрузку на седельно-сцепное устройство тягача обеспечивает гидравлический гусак. Маневренность модульных платформ достигается за счет дополнительной опции принудительного управления поворотом осей с помощью радиопульта, а система EBS с функцией против опрокидывания придает платформе устойчивость.
Рашит Зигангиров, директор ООО "СпецТяжТранс и К", г. Нижнекамск: "Наша компания занимается грузоперевозками: мы организуем их сами либо сдаем спецтранспорт в аренду. В компании SPECPRICEP мы пока приобрели два трала: трехосный 40-тонник и семиосный 90-тонник. С их помощью мы перевозим крупногабаритные грузы - до 25 м длиной и диаметром 4-5 м. Происходит это благодаря раздвижной раме, которая увеличивает возможности при транспортировке, при этом незагруженный полуприцеп буксируется без нарушения габаритов. На дороге тралы идут плавно и быстро, усиленная пневматическая подвеска позволяет изменять высоту при загрузке.
Основная сложность заключается в очень крутых поворотах на территории применения. Стоит ли говорить, насколько это непросто - управлять автопоездом с тяжелым негабаритным грузом, длина которого составляет не один десяток метров, тем более в предельно стесненных условиях. Именно поэтому больше всего мы ценим эти полуприцепы за их маневренность. Инженеры Specpricep разработали особую систему установки осей с принудительным управлением. Благодаря системе управления тралы, даже несмотря на большую длину, вписываются в коридор, соответствующий всем современным техническим требованиям. Пульт управления корректирует движение полуприцепов при сложных поворотах, мы не раз использовали его для подворачивания колес - техника действительно разворачивается практически на месте.
Полуприцепы показали себя превосходно, никаких нареканий нет. Мы активно общаемся со специалистами завода - инженеры приезжали к нам в Нижнекамск, знакомились с условиями работы и учли все наши пожелания относительно конструкции. Так что компания в полной мере продемонстрировала индивидуальный подход".
Для перевозки крупногабаритной техники и оборудования используются и автомобильные многоосные полуприцепы. Все параметры многоосных тяжеловозов Specpricep изменяются в соответствии с пожеланиями заказчика. Так, вставные или выдвижные уширители добавляют к стандартной ширине рабочей площадки 0,6 м. А применение раздвижной рамы позволяет увеличить длину платформы до максимума, разрешенного установленными нормами. Телескопическая раздвижная рама, а также уширители грузовой платформы дают возможность экономить на перевозках: порожний полуприцеп укладывается в разрешенные габариты, и для перевозки негабаритного груза достаточно получить только разовое разрешение. Погрузочная высота платформы также может изменяться. Например, для перевозки вагонов и теплово-зов она снижается до 500 мм. Эти полуприцепы также оборудуют системой принудительного рулевого управления в автоматическом режиме от ССУ или вручную с помощью пульта дистанционного управления.
В зависимости от исполнения техника Specpricep работает в диапазоне от -50 до +50 °С. А чтобы она работала долго и при этом достойно выглядела, проводится спецобработка по уникальной методике, которая минимизирует ущерб от погодных и дорожных условий, защищая от коррозии и негативного воздействия химических реагентов.
Помимо технических средств в решении сложных транспортных задач пригодится еще и инженерная смекалка, превосходный образец которой был явлен при монтаже реактора гидрокрекинга на Комсомольском НПЗ.
Фото: os1.ru