← Логистика, грузы

Какие маршруты использует российский бизнес для доставки грузов из Турции

ru.freepik.com

Объем экспорта из Турции в Россию начал активно расти в прошлом году на фоне изменений внешнеэкономической ситуации. По итогам первого квартала 2023 года Россия занимает четвертое место среди главных направлений турецкого экспорта.

За этот период в Россию продали товаров на $3,1 млрд, что почти втрое больше, чем годом ранее, говорится в майском аналитическом обзоре Фонда Росконгресс. Турция стала и важным транзитным хабом. Что и как возят из Турции и через нее российские предприниматели — в материале РБК+ Петербург.

Три пути

На сегодняшний день есть несколько вариантов грузоперевозок из Турции в Россию и обратно: по суше, по морю и по воздуху.

«Наиболее распространенной является перевозка по морю

— она позволяет перевозить разные грузы. Широкому распространению такого способа доставки способствует наличие нескольких портов в каждой стране, значительное количество судов разного назначения», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Средний срок доставки от Стамбула до Новороссийска — 20-25 дней.

«Сейчас запущены новые судоходные линии, и цена за сорокафутовый контейнер находится в вилке $2,3–2,8 тыс. По сравнению с прошлым годом цена повысилась примерно на 20–30% — это связано с увеличением стоимости фрахта и долгим ожиданием разгрузки в порту Новороссийска», — приводит цифры глава направления «ВЭД Импорт» в банке «Точка» Анна Давыдова.

Также на данном маршруте используется доставка грузов авиационным транспортом, обычно таким способом перевозят срочные грузы, и не всегда полеты осуществляются из прибрежных городов двух стран. Это позволяет сократить сроки, но делает перевозку дороже. По оценке Анны Давыдовой, цена за такую перевозку составляет от $2-4 за 1 кг. «Это примерно так, как было и год назад», — уточняет эксперт. Но некоторые зарубежные авиакомпании могут отказать в погрузке на борт товаров европейского происхождения, предупреждает Анна Давыдова.

Третий путь — автомобильным транспортом.

«Это не самый востребованный вариант, так как грузовики едут по старой грузинской дороге через КПП «Верхний Ларс», у которого невысокая пропускная способность, и к тому же довольно непростой путь доставки — через горы. Средний срок доставки по этому пути — 14-17 дней», — говорит Анна Давыдова. Для автодоставки также нужно учитывать — турецкий груз или из третьей страны, поскольку турецкий груз может ехать транзитом через Грузию, а европейский — только на пароме, уточняет глава таможенно-логистического оператора «КВТ Сервис» Юлия Шленская.

Спрос на контейнеры

Популярность на этом фоне набирают комбинированные маршруты, преимущественно контейнерные. «С начала года спрос увеличился на 20%», — отметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Спрос на контейнерные перевозки между Турцией и Россией мог вырасти по сравнению с предыдущим периодом благодаря нескольким факторам, полагает Дмитрий Баранов. Во-первых, переориентация России на торговлю со странами Востока и Юга. Во-вторых, из-за введенных ограничений для перевозчиков из России. «Например, запрет захода отечественных судов в европейские порты. Грузовые потоки были изменены, что привело к росту объема перевозок через сопредельные страны, в том числе через Турцию», — поясняет эксперт. В-третьих, увеличение перевозок между Россией и Турцией могло произойти благодаря расширению параллельного импорта, многие компании стали использовать такой способ доставки товаров, используя для этого территорию Турции.

Компании, которые запустили контейнерные перевозки по данному направлению, отмечают востребованность разных форматов доставки — как в составе сборных грузов, так и выделенных.

Так, «Деловые Линии» запустили сборные контейнерные перевозки из Турции в Россию в августе 2022 года. За это время, по данным компании, было осуществлено более 500 перевозок. «Многие клиенты увеличивают объемы отправок и заказывают выделенные контейнерные перевозки, — говорит Фарид Мадани. — На текущий момент мы вышли на стабильный еженедельный график отправок сборного груза в нашем LCL сервисе и видим возрастающий потенциал данного направления».

В случае сборного груза основным видом транспорта является морской контейнер. «Мы используем сборные контейнерные перевозки из Турции в Россию в своей работе, — приводит опыт компании Юлия Шленская. — Преимущество в том, что не нужно ждать накопления транспортной партии, чтобы заполнить целый контейнер, а можно отправить 1-2 паллеты по доступной цене. В среднем контейнерная доставка из Турции — это 2-3 недели».

«Для перевозки генеральных грузов (FCL) и при необходимости выделенного транспорта (FTL) мы также используем в первую очередь доставку морем, но готовы предложить автодоставку либо доставку авто через паром по технологии РО-РО, — отмечает Фарид Мадани. — Транзитные сроки составляют ориентировочно 7 дней, к сожалению, из-за увеличенного грузооборота в порту Новороссийска возможны задержки».

Что везут

Из Турции привозят разные товары, не только местного производства, но и из других стран, то есть она стала важной страной-транзитером, подчеркивает Дмитрий Баранов.

«Из Турции в РФ поступает много различных продуктов питания, потребительских товаров, также в последнее время в РФ стали доставлять различное оборудование, промышленную продукцию, детали и комплектующие», — перечисляет эксперт.

Специалисты отмечают в перечне востребованных позиций хозтовары, оборудование, одежду, запчасти и моторное масло. Юлия Шленская также добавляет к этому списку электромеханическое оборудование, электронику, сырье и бытовую химию.

«С января мы наблюдаем, как повышается интерес к сегменту тканей, фурнитуры и готовой одежды со стороны производителей, которые ищут замену европейским товарам, — говорит Анна Давыдова. — Сейчас многие запросы клиентов — это доставка товаров, на которые есть высокий потребительский спрос на рынке. Например, популярные газировки, фирменные чипсы и шоколадные батончики».

Как везут. Опыт бизнеса

Николай Стотыка, генеральный директор «Линдэйли» (ранее вице-президент Lindström в России):

«Санкции повлияли на цепочки поставок оборудования для сервисных центров. Ранее компания закупала профессиональные стиральные и сушильные машины, запчасти к ним, электронику в Германии и Италии — теперь эти производители недоступны. Мы рассматривали вариант с параллельным импортом, но решили привлечь альтернативных поставщиков из Турции и Китая. Мы пользуемся наземной доставкой из Турции — это быстрее и дешевле. Изначально мы выбирали между паромом до Новороссийска и далее машиной, либо сразу машиной через Грузию или Азербайджан.

Последняя доставка из Турции была в феврале — из Измира до Екатеринбурга груз доехал за 13 дней.

По сравнению с прошлым годом цена доставки выросла на 70%. Упрощение комплекта документов для таможенного оформления способствовало бы оптимизации процесса доставки — сейчас, в частности, протокол испытаний для декларации — это документ, который не работает».

Иван Мураков, ведущий специалист по международной логистике агентства ВЭД-технологий Weconn:

«Мы тесно работаем с Турцией, так как продаем продукцию российских компаний за рубеж на экспорт, а также организуем импортные поставки. В основном доставляем товары из ЕС в Турцию. Такие грузы идут свободно, сборными или целыми. Используем также авиадоставку. Цены на нее постепенно снижаются по сравнению с прошлым годом.

Т.к. ставки на фрахт постепенно падают, а уровень сервиса турецких перевозчиков растет, предпочтительна доставка морем в FCL (полностью загруженный контейнер). Сборные контейнеры из Турции пока не очень популярны, т.к. стоимость и условия не конкурентоспособны с FCL. Касательно южных регионов — сборка выгружается в Ростовской области, Батайск. Выгрузки сборных грузов в Новороссийске нет. Транзитный срок таких грузов составляет 8-12 дней. Улучшить ситуация могло бы снижение ставки фрахта шиппинговыми компаниями, а также снижение стоимости услуг экспедиторов. Для этого необходимо увеличение объема TEU (одно зависит от другого)».

Как можно оптимизировать

Дальнейшее развитие данного маршрута будет зависеть от ситуации в экономике, возможностей самого направления и спроса на конкретные товары, полагают эксперты.

«Многое будет зависеть и от того, как будет развиваться международный транспортный коридор Север-Юг в целом, не исключено, что, если перевозки по нему будут активно расти, это может сказаться на взаимных перевозках между Россией и Турцией, им может потребоваться использовать часть своих мощностей под перевозки по МТК Север-Юг, а для двусторонних перевозок может потребоваться создать новые варианты», — полагает Дмитрий Баранов.

Для увеличения перевозок на данном направлении и России, и Турции может потребоваться расширить соответствующую инфраструктуру — порты, дороги, склады и т. п., а также гармонизировать двусторонние документы, возможно, заключить новые соглашения.

«Основная желаемая мера — расширение портовых возможностей в Новороссийске, поскольку сейчас суда простаивают на рейде подолгу, увеличение провозных мощностей и прочие шаги, связанные с развитием инфраструктуры», — подчеркивает Юлия Шленская.

Также представители бизнеса отмечают, как одну из возможных мер, унификацию подходов к логистике.

«Сегодня тяжело общаться с менеджерами из Турции, у них свои стандарты работы, которые понятны только им, с ними сложно договориться», — говорит ведущий менеджер по работе с клиентами Cargoclub Лада Барановская. В итоге унификация операционного менеджмента и развитие инфраструктуры позволят существенно ускорить перевозки по востребованному направлению.

Ульяна Стрекалова