← Логистика, грузы

Новосибирскому зерну открывают дорогу в страны АТР

Новосибирска область подписала договор о сотрудничестве с "Объединенной зернового корпорацией", а местная ассоциация элеваторов с "Дальневосточным зерновым терминалом".
- Соглашение о сотрудничестве с ОАО "Объединенная зерновая корпорация" (ОЗК) в сфере АПК - одна из мер, которую мы можем предпринять, чтобы аграрии области более уверенно себя чувствовали на рынке производства и сбыта зерна, - заявил на церемонии подписания соглашения губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.
По его словам, регион сегодня может направлять на экспорт около 1 млн зерна в год, и этот потенциал растет из года в год. В 2017 году уже убрано 66% урожая и урожайность в области на 2,1 ц\га больше, чем в прошлом, кроме того вводятся в сельхоз оборот залежные земли.
- Но мы понимаем настроение аграриев, которые сталкиваются с проблемами при выходе на рынке сбыта, которых не устраивает ценовая политика, а логистика до перспективных для области рынков Дальневосточного региона и стран Азии затруднена из-за высоких железнодорожных тарифов, - констатировал Городецкий.
По его словам, эту проблему также позволит решить подписанное сегодня соглашение. Статс-секретарь, замгендиректора ОАО "ОЗК" Дмитрий Юрьев отметил, что корпорация реализует задачи государства по развитию портовой и железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время "ОЗК" работает над созданием ж\д оператора с помощью которого будет сформирован дальневосточный зерновой коридор (от Кургана до Приморья), аналогичный южному, где у "ОЗК" уже работает свой парк хопперов-зерновозов.
- В прошлом году было принято решение о создании ООО "Дальневосточный зерновой терминал" ("ДВЗТ"), ориентированного на рынок стран АТР. Мы видим, что сибирское зерно интересно покупателям на этом рынке, так как оно уже поступает контрагентам в АТР через наши южные порты, - поясняет Юрьев.
По его словам, экспортная емкость сибирского и дальневосточного зернового рынка составляет более 30 млн тонн в год.
Гендиректор ООО "ДВЗТ" (ООО "Дальневосточный зерновой терминал" подписало соглашение с Ассоциацией "Новосибирские элеваторы") Наталья Коршунова, заявила, что на сегодняшний день на Дальнем Востоке нет ни одного специализированого зернового терминала для организации полномасштабного экспорта зерна сибирских и дальневосточных регионов. По ее словам, мощность нового проект ОЗК - "Специализированного зернового терминала в морском порту Зарубино" (оператор проекта ООО "ДВЗТ") на начальном этапе составит 3,5 млн тонн в год, к 2023 году выйдет на 10 млн тонн, а в перспективе возможно увеличение его мощности до 33 млн тонн отгрузки в год. Глубина акватории и подходного канала позволит отгружать суда типа Panamax и Post-Panamax, то есть грузоподъемностью до 110 тыс тонн. При этом терминал расположен на территории "Свободный порт Владивосток", то есть пользуется всеми налоговыми, таможенными и административными льготами как для экспорта российского зерна, так и для организации транзитного хаба для перевозки этого зерна с севера в южные порты Китая.
- Две недели назад в рамка третьего Восточного экономического форума между ОАО "ОЗК", ООО "ДВЗТ" и ОАО "РЖД" было подписано соглашение о создании особых условий для поддержки проекта зернового терминала и проработки тарифного регулирования для поставки зерна из сибирских и дальневосточных регионов в морской порт Зарубино, -добавила Коршунова.
Глава Ассоциации "Новосибирские элеваторы" Александр Тепляков заявил, что дальневосточное направление сибирские аграрии отрабатывали уже давно. В 2000 году через Владивосток было поставлено 50 тыс тонн зерна в Южную Корею, в 2001 году 20 тыс тонн во Вьетнам. Потом тема заглохла, так как на зерно вырос спрос на внутреннем рынке.
- Мы уже пятый год отрабатываем направление от сухопутных портов Манчжурии, но больших объемов там точно не получим. Здесь может идти речь о поставках зерна, а также льна, рапса, овса, гречихи в затаренном состоянии. У дальневосточного терминала более серьезные перспективы, тем более, что только Новосибирская область уже сегодня технологически может поставлять на экспорт не 1 млн, а около 2 млн тонн пшеницы, -заявил он.
Представитель ОЗК заявил, что сибирским аграриям тоже нужно готовиться к выходу на рынки стран АТР, изучать специфику спроса и нормативы потенциальных покупателей, а также корректировать свои посевные программы.
- В странах АТР большим спросом пользуется белозерная пшеница, а у нас в регионах, в основном, выращивается краснозерное зерно. Под новые рынки нужно адаптироваться, -констатировал Дмитрий Юрьев. - Кроме того, нужно, чтобы внутренние российские зерновые терминалы соответствовали требованиям экспорта зерна, могли перерабатывать мощности, которые будут формироваться, отправлять экспортные партии в сторону портов и оперировать потоками с минимальной себестоимостью, чтобы быть конкурентными на этом рынке.
Замминистра сельского хозяйства РФ Виталий Волощенко также рекомендовал коллегам задуматься о корректировке сортовой политике, необходимой для экспорта:
- Нужно подумать, как выстроить это взаимодействие бизнеса, селекционеров, вписать его в госзадание по испытанию новых сортов.
Александр Тепляков предложил Дмитрию Юрьеву вернуться к идее создания рабочей группы при "ОЗК" в которую войдут представители сибирского аграрного рынка, которые смогут дать профессиональную оценку ситуации и тенденциям на рынке округа: что происходит, куда можно везти зерно, как разгрузить емкости, где оно хранится. По его словам, такое сотрудничество может серьезно помочь "ОЗК" в продвижении проекта.
Кроме того, Тепляков обратился к губернатору от лица всех членов ассоциации с просьбой оказать меры поддержки перерабатывающей элеваторной промышленности. Сегодня в региональной программе она не прописана.
- Это необходимо, чтобы элеваторы и ХПП области подготовились к требованиям дальневосточного терминала, в том числе по маршрутным отргузкам, а это означает удешевление тарифа. РЖД это тоже проговаривает, поэтому отрасли нужна реальная поддержка, - констатировал он.
Infopro54.ru