← Логистика, грузы

Спрос на инновационные полувагоны сокращается

Заказчики все чаще отказываются от приобретения полувагонов с повышенной нагрузкой на ось, в связи с высокой стоимостью продукции. Параллельно повышается спрос на типовые вагоны.
Стремительно дорожают комплектующие к подвижному составу, что связано с наращиванием экспортных объемов вагоностроительными предприятиями.  В итоге на рынке образовался дефицит запчастей для ремонта вагонов.
На вагоностроительном рынке усиливается монополия крупнейших производителей. К примеру, производство тележки 18-194-1 для инновационных вагонов осуществляется под контролем УВЗ, которому принадлежит лицензия на данную модель. Скользун тележки 18-194-1 производит АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ; входит в состав ОВК). Так, для производства инновационной тележки вагоностроительному предприятию необходимо заключить договор не только с УВЗ, но и с ТВСЗ.
«Алтайвагон» отказался от новых условий договора УВЗ по предоставлению лицензии на производство тележек для вагонов с нагрузкой 25 тс. так как посчитал их слишком рискованными. В частности уровень роялти увеличился в 10 раз до 42 тыс. руб. за вагон в сравнении с начальным контрактом. УВЗ производит ту же продукцию без роялти, что дает компании конкурентные преимущества.
Срок действия лицензии сократился с 10 лет до одного года. Инвестиции в организацию сборки тележек 18-194-1 составили порядка 400 млн руб., которые не окупятся за один год. В сложившихся обстоятельствах мы понесли убытки.
В ответ УВЗ приостановил поставку комплектующих для тележек инновационных полувагонов. Отгрузка изделий не выполнялась только в адрес «Алтайвагона». Тогда ФАС приступил к расследованию возможного сговора между УВЗ и ООО НПП «Уником-Сервис» по срыву производства инновационных вагонов. Вторая компания поставляла «Алтайвагону» комплектующие для тележки 18-194-1. Заседание по делу назначено на 9 апреля. К разбирательству привлечены, помимо УВЗ и ООО НПП «Уником-Сервис» также СУЭК и Росжелдор. В случае раскрытия факта сговора, ФАС может наложить на УВЗ оборотный штраф в размере 700 млн руб. и возможно даже потребовать смены руководства предприятия. В результате «Алтайвагон» выплатит неустойку СУЭКу за сорванный заказ на поставку 3,5 тыс. инновационных полувагонов.
РЖД-Партнер