← Логистика, грузы

Власти решили продлить временный порядок для перевозки грузов по сети РЖД

На заседании правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось 26 мая, было поддержано предложение продлить до конца года применение временных правил определения очередности перевозок грузов по сети РЖД, которые истекают 1 июля. Об этом РБК сообщили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова (возглавляет правкомиссию). Там добавили, что за продление этих правил высказались большинство участников заседания.

До прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которые обеспечивали очередность доступа грузоотправителей к перевозкам. Но в марте 2022 года, после начала спецоперации России на Украине и введения международных санкций, правительство отменило этот порядок и ввело временные правила доступа грузов на сеть РЖД, которые, в частности, позволяют вывозить на Восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта. Это связано с тем, что часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта и им пришлось переориентировать поставки из Европы в Азию — в основном через порты Дальнего Востока.

Новый порядок доступа на сеть РЖД уже неоднократно продлевали, последний раз в конце 2022 года. Против этого выступали в первую очередь угольные компании, поскольку они утратили приоритет на вывоз своей продукции по Восточному полигону (БАМу и Транссибу) из ключевых регионов, таких как Кузбасс, Бурятия, Хакасия и Тыва. Но в конце марта глава РЖД Олег Белозеров, выступая на итоговой коллегии Минтранса, предложил продлить правила еще раз, до конца года. «Эти правила [временного доступа к железнодорожной сети] 1 июля заканчивают деятельность, но президентом Российской Федерации даются новые указания, мы сейчас совершенствуем тот формат, который есть. Просили бы [отмену] ПНД продлить до конца года», — сказал тогда он.

Правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые разделены на категории по значимости — от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.